Особенности инвестирования в туристическую инфраструктуру. Инвестиции в туризм

Подписаться
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:

Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма» будет продлена до 2025 года.

Заместитель председателя правительства РФ Виталий Мутко поручил ведомствам сформировать рабочую группу и разработать проект программы, которая стартует в 2019 году.

Представители Минкавказа России, Минвостокразвития, а так же Минкомсвязи и Минприроды должны представить в Ростуризм свои предложения. Время пошло - отчет о ходе работы над программой Виталий Мутко будет принимать ежеквартально.

Действующая ФЦП стартовала семь лет назад и сейчас вышла на финишную прямую. Она завершится в 2018 году. С учетом накопленного опыта Ростуризм должен обеспечить подготовку концепции новой целевой программы. Ее основные задачи прежние: создание туристических кластеров, приоритетных проектов в сфере туризма РФ, продвижение туристического продукта на внутреннем и международном туристских рынках, повышение качества туристских услуг. Однако, концепция программы может измениться.

Об этом журналу «Отдых в России» и деловому порталу «Инвестиции в туризм» рассказал Николай Королев, заместитель руководителя Ростуризма. Николай Королев входит в рабочую группу по разработке новой целевой программы. В середине марта Федеральное агентство по туризму намерено представить документ на обсуждение.

«На каждый выделенный бюджетный рубль привлечено на строительство туркластеров примерно 2,6 рубля частных инвестиций».

Николай Вадимович, новая концепция ФЦП по туризму уже готовится к старту. Специалисты не раз подчеркивали, что программа по развитию туризма - самая сложная из всех федеральных целевых программ, которые реализуются в России. Как чувствуют себя регионы и инвесторы на финише действующей программы?

С каждым годом компетенции растут, появляются проектные команды в администрациях. Накоплен опыт взаимодействия с инвесторами.

Задача ФЦП по развитию туризма - создание благоприятных условий для привлечений частных инвестиций в отрасль. Она основана на принципах государственного и частного партнёрства. Это предполагает не только федеральное финансирование и вложение средств из бюджета регионов, но и, самое главное, внебюджетное финансирование. На 1 рубль средств федерального бюджета привлекается порядка 2,3 рубля инвестиций со стороны. Кстати, когда запускалась программа, этот коэффициент был еще ниже.

- Удалось ли сделать программу эффективным инструментом в работе с инвесторами?

Вот, предварительные цифры. За 2011- 2016 годы более 87 миллиардов рублей поступило по программе регионам-участникам. Много это или мало?

Если разложить эти 87 миллиардов «по полочкам», получится такая картина: из федерального бюджета выделено более 17,8 млрд. рублей, из бюджетов субъектов - более 5,2 млрд. Сумма поступивших в отрасль инвестиций из внебюджетных источников - более 64 млрд. рублей. То есть, на каждый выделенный бюджетный рубль привлечено на строительство туркластеров примерно 2,6 рубля частных инвестиций. Это больше, чем изначально планировалось по программе!

«Без стратегии качественный инвестор в регион не пойдёт».

- Сколько регионов уже смогли воспользоваться плюсами ФЦП?

В программе участвуют 34 субъекта, на территориях которых осуществляется 44 инвестиционных проекта - крупные туристско-рекреационные и автотуристские кластеры. Введены в эксплуатацию «Золотое кольцо» в Ярославской области, «Тункинская долина» и «Кяхта» в Бурятии. В Вологодской области построен «Насон-город». Уже принимают туристов «Елец», «Кладезь земли Костромской», «Этническая Чувашия», «Ярославское взморье», «Белокуриха», «Шерегеш», «Самоцветное кольцо Урала», «Плёс», «Верхневолжский», что в Тверской области, «Кезеной-Ам» в Чеченской Республике…

Термин «введён в эксплуатацию», с точки зрения развития любой туристской дестинации, наверно, не совсем точен. Скорее, завершено строительство объектов кластера, которые были запланированы в рамках Федеральной целевой программы. Дальше надо говорить о развитии, и это уже следующий важный этап для регионов.

Заметно повысилась конкурентоспособность территорий - участников ФЦП. По программе федеральные средства были направлены на строительство 171 объекта туристской инфраструктуры. За счёт внебюджетных источников в регионах строятся 500 объектов, 200 из которых введены в эксплуатацию. Создано более 20 тысяч рабочих мест.

Размер федеральных средств, изначально выделенных государством программу в 2011 году, впоследствии резко уменьшили. Это для инвесторов было неприятным сигналом. Ведь, согласитесь, участие в программе для инвесторов хорошее подспорье и стимул.

Соглашусь, что сегодняшний уровень финансирования мероприятий программы является критически низким по отношению к изначально установленным лимитам и реальной потребностью отрасли. Вы правильно заметили, когда программа запускалась, планировалось только из федерального бюджета на ее поддержку выделить около 96 млрд. рублей. А в настоящее время выделено в пять раз меньше...

Однако, 17.8 миллиардов - сумма немалая, но, на наш взгляд, она должна быть более значимой. Уровень софинансирования со стороны федерального бюджета на поддержку инфраструктурных проектов в сфере туризма, пока недостаточен.

С какими сложностями столкнулись за время реализации ФЦП? Нужно было менять отношение, менталитет региональных чиновников, прежде всего, губернаторов?

Конечно, возникало много проблем, связанных с неумением регионов работать с инвесторами. Пожалуй, это была ключевая проблема.

Регионы привыкли просить - дайте нам инвесторов. А инвестора нужно привлекать готовыми инвестплощадками, а не заклинаниями… Нужна стратегия, комплексная программа развития. Инвестор, выходя на площадку, заранее просчитывает все риски. Без стратегии качественный инвестор в регион не пойдёт.

Как формируется туристский кластер и обязательства субъектов? Нагрузка стартапа должна быть не на инвесторе, а на регионе?

Субъект готовит всю необходимую документацию, так называемый, сводный план. Проводит маркетинг региона, определяет территории, наиболее перспективные для развития туризма, их границы - это и есть туркластер. Кропотливо прорабатываются все моменты, вплоть до количества объектов показа, пунктов общепита, развлечений, размещения, турпотока. Решается, что нужно сделать, чтобы, например, увеличить турпоток в два раза? Просчитывается создание определенной инженерной инфраструктуры на данной территории, например, подведение линии электропередачи или газопровода, обустройство набережной, пляжных территорий, строительство дорог, подъездных путей. Приглашаются инвесторы. Государство готово в соответствии с программой содействовать в постройке инженерной инфраструктуры. Инвесторам предлагаются коммерческие проекты. На такой большой серьезный этап подготовки от идеи до начала реализации уходит 2-3 года.

От слаженных профессиональных действий команды в регионе, наверно, во многом зависит успех ФЦП? Если бы таких команд было больше - больше субъектов участвовало бы в программе.

Да, я совершенно с вами согласен. Сейчас ситуация меняется. Руководители становятся более прогрессивными. Всё, естественно, зависит от воли политической, зависит от губернатора, зависит от команды. Если команда активная, как правило, регион - участник ФЦП.

Часто привожу в пример Алтайский край. Здесь губернатор давно определился с туризмом, как с приоритетной отраслью, и все ветви власти работают в одном ключе. В Псковской области, которая с 2011 года в проекте ФЦП, руководство правильно оценило важность развития туризма для региона и выстроило технологию управления отраслью. Подготовлены специалисты, у которых большой опыт. А ведь в Псковской области особый случай - кластер развивается на территории культурного наследия, где действуют определенные ограничения. Такие же сложности преодолевают в Бурятии, в Краснодарском крае - здесь экологические экспертизы значительно осложнили ход выполнения программы.

Иной пример - Ставрополье, территория знаменитых Кавминвод. Представители исполнительной власти недооценили важность ФЦП. Из 380 миллионов рублей, которые планировалось выделить региону, субъект смог выбрать только 187 миллионов…

«Если команда активная, как правило, регион - участник ФЦП».

Использование механизмов государственно-частного партнерства - одно из приоритетных направлений, один из критериев эффективности руководителей на местах.

Регионы уже получили бесценный опыт, почувствовали свою ответственность за реализацию ФЦП. Мы постоянно ведем работу по конкурсному отбору наиболее перспективных инвестиционных проектов.

Безусловно, при подготовке новой программы будет учитываться положительный опыт по строительству существующих кластеров и перспективы их развития в рамках действующей ФЦП.

- Сколько уже заявок находится в вашем «портфеле»?

На сегодня выбрано 66 проектов новых кластеров из 30 регионов. Для их реализации потребуется не менее 30 млрд. рублей из федерального бюджета.

- Что нового будет включать программа ФЦП, концепцию которой вы сейчас готовите?

Новые возможности программы будут обращены на перспективные виды туризма: пляжный, культурно-познавательный, активный, оздоровительный, экологический, круизный, сельский и деловой... К активному туризму можно отнести - горнолыжный, пешеходный, водный, горный, велотуризм, парусный, конный. В соответствии с этими видами туризма определятся специализации кластеров.

Такие кластеры логично развивать в перспективных регионах, учитывая сложившиеся туристские дестинации. Например, Краснодарский край и Крым будут специализироваться на пляжном отдыхе. Северный Кавказ — на оздоровительном туризме. В Алтайском крае, Кемеровской области и Хакасии поддержку получат спортивно-оздоровительные объекты. В Амурской области и Хабаровском крае, на Волге — круизные.

Нам важно понимать и возможности финансирования, так называемые, потолки. Работа с инвесторами, будет предусматривать соглашения не на один, как сейчас, а на три года.

И, конечно, в программе нужно предусмотреть реализацию задач по повышению качества туристских услуг и по продвижению национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.

Беседовал Олег ЗЛОБИН

Экспертное мнение. Портал «Инвестиции в туризм» проводит опрос и публикует комментарии участников ФЦП по туризму.

Сергей БАЧИН, инвестор

В нашем портфеле два крупных туристских кластера. Все они входят в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Одна из главных положительных ролей ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» - предоставление инвестору возможности значительно сократить сроки окупаемости своих проектов путем кратного увеличения турпотока в течение 2-3 лет вместо 5-6. То есть частно-государственное партнерство в туризме является залогом повышения конкурентоспособности российского туристского рынка. Инвестор создает новые высококачественные курорты, а государство обеспечивает необходимую им инфраструктуру.

Из досье редакции:

«Завидово» - крупнейший инвестиционный проект в туристской отрасли . В составе туристско-рекреационного кластера «Верхневолжский». С 2014 года включен в перечень мероприятий Федеральной целевой программы.

Объем вложенных в проект внебюджетных средств превысил 10 млрд рублей.

В 2015 году в рамках ФЦП построена дорога к гостиничному комплексу «RadissonRezort, Zavidovo» (2 км; 99,7 млн рублей). В 2016 году - 1-й этап дороги к п. Шоша (0,6 км; 88,3 млн рублей).

На 2017 год запланирована реализация 2-го этапа дороги к п. Шоша, в его рамках будет построен 100-метровый мост через Дойбицу, который соединит новый участок трассы с правым берегом реки, где располагается комплекс Radisson. Предполагаемая сумма средств федерального бюджета согласно Постановлению Правительства РФ - 217 млн руб.

«Ярославское взморье» - это масштабный проект по созданию курортной зоны в европейской части России. Проект предусматривает комплексное развитие территории Рыбинского района площадью 8600 га.

С 2013 года «Ярославское взморье» является участником Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Общий объем вложенных инвестиций в проект - более 3,4 млрд рублей.

За счет бюджетных средств уже построен и введен в эксплуатацию объект обеспечивающей инфраструктуры «Берегоукрепление и дноуглубление в районе д. Петраково в целях создания общедоступного пляжа с возможностью причаливания туристических судов для «зеленой стоянки» (общая стоимость - 207 млн рублей). Благодаря строительству данного объекта за сезон 2016 года уже принято 65 судов и 15 000 туристов.

В 2016 году также введен в эксплуатацию объект «Газопровод для подключения 6 отелей и других туристических объектов с. Глебово - д. Ларионово (с отводом на д. Ясенево)». Стоимость объекта - 170млн руб. Протяженность - 24,26 км.

Кроме того, ведется строительство трассы хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с локальными очистными сооружениями. Ввод в эксплуатацию - в конце 2017 года. Протяженность: 8203 м. Плановая стоимость объекта - 139,9 млн руб.

В 2017 году будут завершены строительство автомобильной дороги д. Ясенево - пляж и зеленой стоянки в районе д. Петраково и реконструкция подъездной дороги к курорту на участке автомобильной дороги г. Рыбинск - с. Глебово.

Вадим ВОЛКОВ, начальник Управления культуры и туризма Липецкой области

Благодаря федеральной программе туризм проявил себя не только как перспективная, но и уже функционирующая отрасль экономики. Лучшее тому доказательство в - принимающие туристов кластеры, среди которых «Елец» и вышедший на финишную прямую автокластер «Задонщина».

Главное, благодаря ФЦП заложен фундамент - объекты обеспечивающей инфраструктуры. Это позволит развиваться территориям региона еще не один год.

Модернизация программы необходима - нужно учесть накопленный опыт федерального и регионального уровня и отобрать наиболее перспективные проекты.

Из досье редакции:

Липецкая область уже сегодня готова войти в обновленную программу с туристическими кластерами «Ораниенбург», «Добрый», «Шуховский», «Липецкие курорты», в полной мере отвечающими направлениям экологического, познавательного, активного и оздоровительного туризма.

Аркадий АМЕЛИН, Вице-президент Общероссийской общественной организации "Инвестиционная Россия", Руководитель рабочей группы по инвестированию в туристские объекты.

Продление ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма» до 2025 года - хорошая новость. В последнее время приходилось слышать немало критики по поводу недостаточной эффективности её реализации. Возможно, были допущены отдельные недочеты, однако уверен, что никто не будет ставить под сомнение необходимость и важность программы для развития российской туриндустрии, учитывая, что ФЦП создает благоприятные условия для привлечений частных инвестиций в отрасль.

Известно, что помимо высокой прибыли, инвестора беспокоит вопрос безопасности вложений. В этом смысле проект, получивший поддержку государства и финансирование из федерального бюджета, обладает в глазах любого бизнесмена очень высокой степенью надежности. В нашу организацию часто обращаются частные инвесторы с просьбой подобрать именно такие проекты.

О том, что Россия идет верной дорогой, свидетельствует и международный опыт моей профессиональной деятельности в части развития туризма, привлечения инвестиций и девелопмента курортов. Много приходится работать со странами АСЕАН. Пройденный нашей страной отрезок пути вызывает самый живой интерес у наших зарубежных партнеров.

Безусловно, наработанный Россией опыт взаимодействия с инвесторами на принципах государственного и частного партнёрства будет крайне полезен и востребован.

Распространенных видом активного инвестирования является вкладывание капиталов в динамично развивающиеся отрасли экономики. Одним из перспективных направлений такого вложения считаются инвестиции в туризм.

По оценкам экспертов, в настоящее время туризм обеспечивает до 12% внутреннего валового продукта, 11% потребительских затрат и 30% услуг в мировой экономике. При этом динамика развития этой отрасли продолжает увеличиваться и сохранять инвестиционную привлекательность. В том числе и в России.

Тенденции развития туризма

Особенностью развития туризма и связанной с ним деятельности в настоящее время является интенсивное освоение новых сегментов рынка. Конкуренцию «классическим» услугам и маршрутам составляют вновь открываемые для туристов направления и виды активности.

Однако создание конкурентоспособного и привлекательного для потребителей туристического бизнеса возможно при условии создания инфраструктур, которые гарантируют предоставление услуг заявленного уровня и подкреплены соответствующими законодательными и организационными нормами. К основным элементам туристической инфраструктуры относятся:

  • отели и рестораны;
  • курортно-оздоровительные комплексы;
  • транспорт и связь;
  • индустрия развлечений, спорта и т.п.;
  • финансовые и организационные услуги;
  • другие виды деятельности (изготовление и продажа сувениров, аренда транспорта и недвижимости, прокат и т.п.).

Создание новой зоны для туризма представляет собой большую программу, часто на государственном уровне, но создание отдельных ее элементов доступно и небольшой компании и даже частному предпринимателю.

Инвестиции в туризм в России могут осуществляться как в виде участия в паевых инвестиционных фондах, так и в виде индивидуальных капиталовложений в определенный частный бизнес, связанный с туризмом. Первое направление гарантирует стабильный, но невысокий доход, во втором случае рисков значительно больше, но и вероятность открыть «золотое дно» и существенно умножить свои капиталовложения является очень высокой.

Риски инвестирования в туризм

Специфика рисков в секторе туристической деятельности заключается в том, что невозможность предоставления заявленных услуг, а соответственно, и получения доходов от них часто бывает связана с непредвиденными обстоятельствами и невозможностью управления ними, особенно в России. К таким обстоятельствам относятся:

  • стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, извержения вулканов, аномальные погодные явления и т.д.), последствия которых отрицательно влияют на активность туристов даже после ликвидации их последствий;
  • эпидемии и объявленные карантины;
  • социальные потрясения (массовые забастовки, военные действия, политические перевороты), а также проявления терроризма.

Другую группу рисков снижения доходности туристической деятельности является повышенный уровень угроз для людей, находящихся далеко от своего жилища (заболевания и пищевые отравления, несчастные случаи, потеря имущества, конфликты с местным законодательством ввиду недостаточной информированности о нем и т.д.). Выплата компенсаций по таким случаям может повлиять на результаты деятельности туристической компании как прямо, так и косвенно, однако риски этой группы можно минимизировать путем соответствующей системы страхования и составления договоров с диверсификацией ответственности.

Стратегии инвестирования туризма

По оценкам мировых экспертов, рынок туристических услуг в России и постсоветских государствах обладает огромным потенциалом, однако нуждается в целенаправленной программе развития. Основными направлениями такой программы является:

  • создание правовой и нормативной базы, способствующей притоку инвестиций и развитию предпринимательства;
  • рост конкурентоспособности туристических и курортно-оздоровительных услуг;
  • инновационные решения в сфере инфраструктуры, облуживание;
  • природоохранные мероприятия.

Эффективные инвестиции в туризм, независимо от их величины и объекта вложения – это не только повышение доходов инвесторов и предпринимателей. Рост этой отрасли способствует наполнению бюджета всех уровней, увеличивает занятость и доходы населения, является одним из наиболее эффективных решений для возрождения депрессивных регионов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Туристическая отрасль на данный момент является одной из самых важных отраслей, и находиться практически на одном уровне с нефте- и газодобывающими отраслями. Туризм привносит в экономику страны значительную часть доходов. В своей работе я хотела бы рассказать об инвестиционных планах и проектах в развитии туризма. Данную деятельность регулирует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1996 №132-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 04.10.1996) в котором сказано «Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации».

Федеральное агентство по туризму в целях оказания поддержки и содействия субъектам РФ в развитии туризма и строительстве туристско-рекриационных комплексов, а так же иной туринфраструктуры, осуществляет работу, направленную на создание благоприятного инвестиционного клиента в регионах России.

Одним из направлений работы Федерального агентства по туризму является создание реестра инвестиционных проектов туристско-рекриационных комплексов, которые являются информационной базой перспективных туристических проектов субъектов РФ.

Инвестиционные планы и программы развития туризма

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества. Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие развивать экономику региона. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности. Вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона - это ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц, а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции, отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.

Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в, то, же самое время не является уникальным. Эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.
Можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов:

Ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекреационных и санаторно-курортных);

Производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);

Потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);

Инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);

Интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);

Институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);

Инновационный уровень внедрения и результативность достижений научно-технического (даже шире общественного прогресса) в регионе.

При этом есть следующие инвестиционные риски:

Экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);

Политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструктивность в возможном проявлении этой поляризации);

Социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);

Экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

Криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки, разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т.е. законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

Следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации.

Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона.

Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т.е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых

Заключение

На основе моей работы можно сделать вывод о том, что в ближайшие годы туризм станет основной отраслью дохода нашей страны, наравне с нефте- и газодобывающей промышленностью, так как их ресурсы иссекаемы. Я считаю, что государству нужно как можно больше узаконить и ужесточить контроль за туристической деятельностью, чтобы было как можно меньше так называемых «фирм-однодневок» тогда большая прибыль от турдеятельности будет идти в госбюджет.

Подобные документы

    Современное состояние мирового туристического рынка, долгосрочные перспективы его развития. Факторы развития туризма. Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в России. Стимулирование развития туризма в России, разработка программных мероприятий.

    реферат , добавлен 30.03.2010

    Виды и классификации туризма. Характеристика рынка туристических услуг. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации. Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия. Перспективы развития туризма в мире.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2013

    Отрасль туризма как объект управления и планирования. Этапы развития и реформирования отрасли туризма. Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области. Совершенствование программы развития туризма Псковской области.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2003

    Определение и классификация международного туризма, перспективы его развития в условиях кризиса. Прогнозы развития международного туризма. Существующее состояние, цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации. Туристский потенциал страны.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Рассмотрение молодежного туризма как вида туризма. Изучение истории возникновения и развития, нормативно-правового регулирования молодежного туризма Российской Федерации. Исследование особенностей активного и пассивного отдыха, основных маршрутов.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Анализ формирования, развития и современного состояния туризма в Республике Казахстан, формирование индустрии туризма за годы государственной независимости. Исследование туристкой привлекательности в регионах, проблемы и перспективы развития туризма.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2010

    Роль туризма в мировой экономике. Международный туризм: понятие и классификация. Развитие международного туризма. Организация международного туристического бизнеса. Перспективы развития международного туризма. Индустрия туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2004

    Индустия туризма одна из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства (статистические данные). Экономико-географические и историко-культурные факторы оказывающие влияние на развитие туризма в Европе. Туристские потоки между регионами.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2009

    Понятие и сущность туризма. Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства. Анализ состояния рынка туризма в Республики Бурятия и перспективы развития Байкальского региона как туристского центра. Необходимость развития въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2009

    Изучение формирования и развития туристического рынка в условиях современной экономики. Определение места российского туристического рынка в международном туризме. Федеральные и региональные программы развития внутреннего туризма Кемеровской области.

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и, следовательно, будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества (например, моральное и физическое старение туристских транспортных средств, отсутствие в них современных удобств ведет к отказу туристов от таких услуг). Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к развитию экономики региона. Но шаг это всего лишь шаг, после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток, в систему. Развитие мест привлекательности повлечет за собой увеличение туристских потоков и, как следствие, развитие региональной инфраструктуры туризма. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона (в том числе туристской отрасли) ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Полезно используемое время самый дорогой ресурс, но ничто, кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц (туристов, туристских организаций, местных и государственных органов, общественности, населения региона), а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.

Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время (в силу целостности структуры) не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона, в котором имеются туристские потенциалы привлекательности, оказались следующие факторы:

Ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекре-ационных и санаторно-курортных);
- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);
- потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);
- интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);
" институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);
инновационный уровень внедрения и результативность дос
тижений научно-технического (даже шире общественного про
гресса) в регионе.

Логика рассуждений приводит также к необходимости выявления и оценки следующих инвестиционных рисков:

Экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);
- политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструк-тивность в возможном проявлении этой поляризации);
- социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);
экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный и интеллектуальный потенциалы населения. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т. е. законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом. Что же в таком случае означает управление инвестиционной привлекательностью?
Традиционный подход не дает (и не может дать) ответа на этот вопрос; известно, что к экспертной оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью две стороны одной медали; разница лишь в том, кто выступает инициатором, инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое, поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль надежности вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

При беглом прочтении может сложиться впечатление, что все сводится к давно известному. Чтобы не было такого впечатления, следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти.

С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру.

Управление в масштабах региона это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона. По крайней мере, на этом пути будут созданы все необходимые условия.

Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т. е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.

Предпочтения категория сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транс-портно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциалы региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам: управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, т.е. помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых

Липецкая область вошла в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

В рамках данной программы на территории Липецкой области реализуются инвестиционные проекты:

  • автотуристский кластер «Задонщина»;
  • автотуристский кластер «Ораниенбург»;
  • туристско-рекреационный кластер «Елец»;
  • туристско-рекреационный кластер «Добрый»;
  • туристско-рекреационный кластер «Шуховский».

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» средства федерального бюджета Липецкой области направлены на капитальное строительство и модернизацию объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости.

Туристский кластер представляет собой укрупненный инвестиционный проект, состоящий из функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по созданию объектов туристской и обеспечивающей инфраструктур в рамках единой территории.

Преимущества для инвесторов

При реализации мероприятий проекта создания туристских кластеров на территории Липецкой области предоставляется уникальная возможность в рамках механизма частно-государственного партнерства разделить бремя инвестиционных вливаний с государством, что, в свою очередь, позволит:

  • использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях для объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости;
  • обеспечить интенсивный прирост туристов за счет развертывания государственных пропагандистских кампаний, организации и проведения выставок, форумов и иных мероприятий.

Поскольку часть объектов кластеров «Елец» и «Задонщина» расположены на территории особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа «Елец» и «Задонщина», то, став участником вышеуказанных зон, инвестор также получает ряд преференций на региональном уровне:

  • освобождение от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника ОЭЗ РУ ТРТ, в течение 7 лет с момента постановки имущества на учет;
  • освобождение от уплаты транспортного налога организации - участника ОЭЗ РУ ТРТ в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации - участника ОЭЗ РУ ТРТ, в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет;
  • снижение участнику ОЭЗ РУ ТРТ налоговой ставки, подлежащей зачислению в областной бюджет, на 4 процентных пункта в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ РУ ТРТ в течение 5 лет;
  • ставка арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для участников ОЭЗ РУ ТРТ, устанавливается на период строительства в размере не более 2% кадастровой стоимости участка;
  • освобождаются от уплаты земельного налога участники особых экономических зон регионального уровня в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ РУ ТРТ, сроком на 3 года в ОЭЗ РУ ТРТ «Елец» и на 5 лет в ОЭЗ РУ ТРТ «Задонщина» с момента возникновения права собственности на земельный участок.

Реализация инвестиционных проектов позволит:

  • добиться снижения среднего срока окупаемости;
  • обеспечить повышение рентабельности инвестиционных проектов, в том числе и за счет синергетического эффекта при развитии смежных отраслей.

В рамках выполнения Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, в Липецкой области функционирует Центр сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Центр оказывает консультативные, правовые, организационные услуги сопровождения инвестиционных проектов, в том числе:

  • подбор оптимальных земельных участков и партнеров для реализации инвестиционного проекта;
  • содействие в оформлении и согласовании полного пакета земельно-правовой и разрешительной документации;
  • комплексное экологическое сопровождение проекта;
  • услуги по выполнению функций заказчика-застройщика строительства;
  • организация и сопровождение переговоров и визитов, разработка бизнес-планов;
  • организация контактов с местными властями и предприятиями, помощь в решении административных вопросов и др.

В целях исполнения мероприятий областной целевой программы «Улучшение инвестиционного климата в Липецкой области на 2012-2014гг.» Центр оказывает ряд услуг при сопровождении инвестиционных проектов на безвозмездной основе:


    1. Регистрация юридического лица на территории Липецкой области;
    2. Сопровождение подготовки и подачи заявки в уполномоченный орган на получение статуса участника ОЭЗ;
    3. Постановка земельного участка на кадастровый учет;
    4. Сопровождение заключения и государственной регистрации договора аренды земельного участка между инвестором и собственником участка сроком более 11 месяцев;
    5. Утверждение градостроительного плана на земельный участок и другие.

Наличие в Липецкой области таких интересных и перспективных проектов как туристские кластеры, говорит о существенном потенциале региональной туристской инфраструктуры и дополнительном привлечении инвестиций в Липецкую область.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «avon-website.ru»