Авария: жизнь после… психологическая помощь пострадавшим. Лечение травм после аварий и дтп

Подписаться
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивались с травматической ситуацией, которая вызвала не только физическую травму, но и стресс. Поэтому все должны знать, как пережить стресс не только с помощью психологов, но и как это сделать самостоятельно. ;Согласно статистике около 80% аварий происходит по вине автотранспорта. Многие водители после аварии обсуждают сложность и стоимость ремонта автомобиля, забывая о психологических травмах. После аварии у человека может возникать чувство страха смерти, чувство угрозы для его жизни, у него могут возникать навязчивые идеи. Если вовремя не обратиться к психологу, то такие расстройства могут привести к серьезным проблемам.

Бывают случаи, что люди после аварии бояться вообще садиться в транспорт. ;И как победить стресс после ДТП? Многие психологи советуют, как можно быстрее вернуться за руль, или хотя бы для начала нужно ездить на автомобиле рядом с водителем. в этом случае, человек, который попал в аварию снова начнет привыкать к машине, дороге, а только после этого можно пересесть за руль. Не стоит стресс лечить алкоголем или таблетками, в таких случаях могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем. ; ; ;Ни в коем случае нельзя корить себя за аварию, особенно, если автомобиль вела девушка беременная. в этом случае нужно как можно быстрее;постараться забыть об этом.

А как победить стресс и депрессию, могут подсказать не только психологи, но и друзья. Например, человеку, который попал в аварию, достаточно для начала огородиться от критики. ;Лучше перестать общаться с теми людьми, которые будут постоянно напоминать о ДТП. Что же касается родственников, то их можно предупредить, что данная тема на время закрыта и что не стоит ее постоянно обсуждать. Если же в такую ситуацию попадают близкие, то их нужно поддерживать и оказывать психологическую помощь. Это поможет человеку избавиться от страха снова попасть в аварию. Чтобы узнать, как снять напряжение и стресс самостоятельно, можно вставить этот запрос в поисковик и найти статьи об этом.

На автотранспорт приходится львиная доля аварий – до 80%, согласно мировой статистике. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты аварии: кто виноват, как вести себя на суде и т. д. При этом никто не озвучивает психологические травмы. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя – после ДТП многие панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.

«Сегодня» с помощью специалистов центра контраварийной подготовки «Корда Профи» и центра практической психологии «Имаго» выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.

Синдром фронтовика

В литературе по психиатрии часто используют словосочетание «афганский синдром» (впервые стало фигурировать после обследования ветеранов войны в Афганистане). Оно означает постоянное чувство угрозы для жизни, страх смерти, боли, излишняя подозрительность, навязчивые идеи. Медицинское название – посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несмотря на то, что водители, попавшие в ДТП, в подавляющем большинстве случаев никогда не были на войне, очень часто они испытывают свойственные военным синдромы. «После аварии прошел уже год, а я когда сажусь за руль, ощущаю спиной и затылком опасность, даже когда дорога пустая. Я прямо чувствую, что вот-вот снова попаду в ДТП», – делится проблемой водитель Алексей М.

Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Психотерапевты вспоминают пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми – ему казалось, что его сглазили завистники.

«Часто стресс пытаются лечить водкой или таблетками. Буквально за год такой «терапии» к ПТРС прибавится зависимость и проблемы со здоровьем», – говорят эксперты.

Путь к автореабилитации

Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию – вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх – естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни или здоровью, в том числе психическому, была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. Перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма – чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.

Оградитесь от критики

Попавшим в ДТП водителям-новичкам (особенно женщинам) близкие, сами того не осознавая, часто прививают комплексы – говорят обидные слова либо демотивируют фразами вроде «я же говорил», «тебе еще рано», «не твое» и тому подобное (в том числе с использованием ненормативной лексики). Такого рода информационная обработка, пусть и из лучших побуждений, способна ввергнуть человека в депрессию. Кроме того, она опасна в том случае, если водитель все-таки рискнет сесть за руль, сказанные фразы способны настроить на новую аварию. Поэтому лучше сразу договориться с родственниками и друзьями не обсуждать эту тему. А если в ДТП побывал кто-то из ваших близких, окажите ему максимальную психологическую поддержку. Ведь, по словам экспертов, чем быстрее после аварии человек снова начинает водить, тем легче ему избавиться от страха снова попасть в аварию.

1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.

2. Настрой. Что ни делается — то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.

3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.

4. Помощь специалистов. Если стресс не проходит сам по себе, поможет только психолог. А дополнительные знания и правильные навыки вождения можно закрепить лишь с помощью профессионального инструктора. Советчик-сосед может лишь усугубить ситуацию.

5. Сроки. Уже через несколько дней после ДТП желательно снова сесть за руль. Пусть это даже будет авто инструктора. Иначе навыки быстро потеряются, что усугубит страх.

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

а некоторые негодяи после совершения ДТП со смертельным исходом продолжают через 20 дней гонять на уже новой машине, получая очередные штрафы за превышение скорости



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

Голова была цела и сохраняла полную ясность мысли. Когда стекло перерезало бедренную артерию, Людмила почувствовала, что жизнь вытекает из нее вместе с кровью. Она пыталась зажимать артерию, пока не ослабели пальцы. Уже на носилках, с наложенными жгутами, она нашла в себе силы вынырнуть из забытья и назвать свою группу крови.

Операция прошла удачно. Врач говорил, что она родилась в рубашке: никаких ограничений подвижности не предвидится, никаких костылей – возможно, даже легкой хромоты не останется. Конечно, на выздоровление потребуется время.

Сама Людмила, как многие после возвращения «оттуда», ощущала эйфорию: мечтала наполнить жизнь новым смыслом, радоваться каждому мгновению, не переживать из-за пустяков…

Первые пять месяцев исцелялось тело. Между процедурами она много читала, в том числе стихи, о существовании которых уже лет двадцать как забыла. Это время она вспоминает как очень счастливое: обновленное, яркое ощущение жизни. Казалось, после того, что она пережила, бояться было уже нечего.

Но первая же попытка вновь сесть за руль преподнесла проблемы. Из короткой поездки по городу Людмила вернулась в холодном поту. Все опасности, которые подстерегают водителя на городских улицах, представлялись ей настолько живо и реально, что каждый перекресток она пересекала, словно под артобстрелом. За каждым углом мерещилась внезапная угроза.

Следующим испытанием был звук бьющегося стекла. Бутылка, брошенная мальчишками в мусорный контейнер, повергала ее в состояние паники: сердце колотилось, кожа становилась влажной… Потом она заметила, что ее пугают все острые и блестящие предметы – не только битое стекло, но и кухонные ножи, инструменты... В ненастные ночи, при сильном порывистом ветре, она лежала без сна, ожидая, что ветер выдавит оконные стекла и они разлетятся по комнате.

Постепенно ее страх распространялся на самые разные вещи, не имеющие ничего общего с пережитым несчастьем. Теснота в метро, низко пролетевший самолет, китайские фейерверки, даже просто подъем в лифте...

Как многие люди, пережившие катастрофу, нападение, войну или другое ужасное событие, она потеряла веру в безопасный и предсказуемый мир. Нормальная беспечность, которую большинство из нас носит, как защитный бронежилет, покинула ее. Ей казалось, что преграда между жизнью и смертью стала тонкой как паутина.

Она не думала, что все ее бесчисленные страхи как-то связаны между собой. Она не знала, что у этого явления есть имя: посттравматический синдром.

Откуда страх?

По данным статистики, трое из четверых хотя бы раз в жизни сталкиваются с травмирующим событием. А четверть из тех, кто пережил травму, ощущают симптомы посттравматического стресса: возбуждение, неотвязные воспоминания, ночные кошмары, бессонницу, отрешенность, бесчувствие.

У большинства людей симптомы проходят в течение недели, месяца, года. У некоторых они усиливаются с течением времени. При этом возможность их лечения снижается.

Впервые это явление стало изучаться, когда с синдромом столкнулись американские врачи, работавшие с ветеранами вьетнамской войны. Однако оно было известно медикам и в прошлом веке, недаром после двух мировых войн появился термин «травматический невроз».

Еще два-три десятилетия назад большинство психиатров считало посттравматический синдром чисто эмоциональной реакцией на событие. Немногие задумывались о том, нет ли тут связи с нейрохимией мозга.

С середины 80-х годов прошлого века появляется новое поколение специалистов, получивших подготовку и в области психиатрии, и в нейробиологии. Именно они обнаружили, что моменты сильнейшего ужаса меняют химию и, возможно, даже структуру мозга. Причем неважно, был ли это мгновенный ужас во время аварии или продолжительный стресс во время войны.

Биохимия

Трансформация начинается непосредственно в момент возникновения угрозы для жизни. Наша нервная система, выбитая из нормального режима в режим выживания, высвобождает мощную дозу адреналина и других веществ, которые готовят организм к борьбе или бегству. Каждый, кто пережил хоть однажды «адреналиновую атаку», знает это ощущение ясности сознания, быстроты реакции, неожиданный прилив сил, благодаря которому люди с самыми скромными физическими возможностями ставят буквально рекорды скорости, перемахивают через двухметровые заборы, забираются по гладкому стволу на высокие деревья...

При продолжительной угрозе для жизни организм высвобождает другие гормоны, включая кортизол и эндогенные опиаты. Они подавляют воспалительные процессы, заглушают боль.

Но эти биологические механизмы, спасающие жизнь в экстремальных ситуациях, могут оказывать негативное влияние на мозг. Избыточные дозы адреналина способны нарушить память и способность к обучению, в отдельных случаях они могут вызвать амнезию.

Состояние биохимической «тревоги» сохраняется у людей, воевавших в «горячих точках», много лет спустя. Врачи обнаружили у переживших травму ветеранов Вьетнама повышенное содержание адреналина в моче через двадцать лет после окончания войны.

Что же делать?

● Не скрывать ни от себя, ни от окружающих своих проблем. Необходимо говорить о них с близкими, либо со специалистом-психотерапевтом. Можно вести записи своих ощущений. Последний вариант хорош тем, что делать это можно в любое время суток. Например, проснувшись среди ночи от страшного сна. Немногие решаются в этот момент будить близких или тем более звонить врачу.

● Не стесняться обращаться к специалистам. После крупных аварий, терактов власти обычно информируют население, по каким телефонам можно найти профессиональную поддержку.

Какими приемами пользуются психологи и психотерапевты?

Например, приемом «затопление», когда пациент вновь и вновь оживляет в памяти травмирующее событие, посещает место, которое напоминает ему об этом, рассказывает вновь и вновь о том, как это случилось. У большинства людей острота переживаний после этого притупляется.

Еще один прием – переработка с помощью движения глаз. В течение часа или полутора пациент восстанавливает обстоятельства травмирующего события, одновременно производя движения глазами из стороны в сторону вслед за пальцем врача. Когда этот прием был предложен в конце 80-х годов, никто не верил, что он работает. Однако сегодня многие известные специалисты признают, что поражены полученными результатами. Ветераны, десятилетиями страдавшие от ночных кошмаров, избавлялись от них за один сеанс.

Трое героев из Владивостока рассказывают о том, как попали в ДТП и выжили

Текст: Мария Володина
Фото: из архива героев

17 октября 2016 года трое молодых спортсменов выехали на арендованной машине из Владивостока в сторону Красноармейского района. На развилке «Арсеньев-Хабаровск» в 05:30 утра водитель не справился с управлением, а машина улетела в кювет. Она совершила три боковых переворота и врезалась в дерево. «Вл3000» попросил участников аварии рассказать о своем опыте, а спасателя и психолога - его прокомментировать.

В ночь на 17 октября водитель микроавтобуса Toyota Voxy ехал с тремя пассажирами на север Приморского края. В точку назначения необходимо было приехать к полудню (ребят ждали с образовательной программой), поэтому из Владивостока выехали в 03:00 ночи.

На пассажирском месте рядом с водителем сидел Алексей*, сзади лежал Константин, Максим разместился на втором ряду задних сидений. В 05:30 утра водитель отвлекся на навигатор, потерял бдительность и не справился с управлением.

Откинув спинку сидения, Алексей дремал, но проснулся, услышав встревоженный голос водителя. На скорости машину развернуло и унесло боком в кювет, автомобиль успел сделать три полных оборота, пока не врезался в дерево.

Алексей: «Машину несло по гравийке и поворачивало боком, на размышление было не больше трех секунд. Я схватился обеими руками за поручень, поджал голову, напряг все тело в ожидании удара. Первый удар прогремел, когда машина слетела в кювет, наполненный водой. Автомобиль опрокинулся на бок и начал крутиться. Оглушительные удары сыпались со всех сторон, по салону лететало битое стекло, грязь и вода.

Ремень безопасности позволил мне сохранить тело сгруппированным, не вылететь из окна и остаться без серьезных травм. Как я сообразил сгруппироваться? Таким образом я приготовился к удару. Думаю, мне помог опыт и реакция, выработанная при занятиях спортом».

После первых ударов несколько стекол выбило, а при одном из оборотов в окно вылетел Константин.

Константин: «Я помню абсолютно все, от начала и до конца. Так ясно, как будто это было сегодня. Перед вылетом я почувствовал резкий заход в поворот, давление в сторону, жесткий удар. Машину начало крутить, а буквально на втором обороте меня выкинуло из бокового окна. Пролетев метров шесть, я приземлился в кустах. В момент самого полета не было ничего, что обычно показывают в фильмах. Мысли были спокойными и ясными, а время длилось медленней, чем могло показаться со стороны, - удар о землю… и тишина.

После первого удара не было ни единой мысли, чтобы сгруппироваться или схватиться за что-то. Наоборот, я расслабился и отпустил все, что происходило в этот момент. Я чувствовал, как стекла и вещи переворачиваются и бьются о меня. Инстинкт самосохранения сработал так, что тело было полностью расслаблено - видимо, поэтому я и отделался легкими повреждениями».

На заднем сидении непристегнутый лежал еще один пассажир, он сразу получил несколько ударов по голове.

Максим: «Я не видел, что происходило, но практически сразу понял, когда мы выехали на гравий, что сейчас нам пипец. Вращаться через голову мне не привыкать, но тут немного другое. Первые мысли были такими: “Вот черт, быть такого не может, я, наверное, все еще сплю. Я же должен в Красноармейский район ехать, как же глупо будет так умереть”.

Как вообще тело себя повело, не могу вспомнить, но потом еще долго болели мышцы пресса, спины, плечи и бедра. Возможно, в стрессовой ситуации они были в перенапряженном состоянии. После остановки я понимал, что надо вылезать, но никак не мог вспомнить, куда мы ехали и зачем, кто рядом и почему я вообще не дома».

После того, как машина уперлась в дерево, Алексей пришел в себя, провел перекличку: «Макс, Сергей, Костя, все живы, переломы есть, двигаться можете?» Когда убедился, что все целы, то позвонил во Владивосток своей коллеге и попросил забрать их из Спасска.

Когда парни по очереди отозвались, я уже вылезал из машины и дико радовался тому, что все целы. Легкие ушибы мягких тканей, царапины на лице, ссадины - это чудо! Такой день называют вторым днем рождения. Впервые в жизни я был так близок к нелепой смерти. Эти три оборота, словно замедленная съемка, отпечатались в моей голове».

Алексей с водителем стали вытаскивать из перевернувшейся машины все вещи. Ехавший позади автомобиль остановился и осветил фарами место происшествия.

Константин: «Когда я приземлился и стало тихо, кто-то из ребят спросил: “Все живы?”. Я сразу встал. В глазах сначала была небольшая пелена, но через несколько секунд все развеялось, и я понял: мы разбились! Я стоял босиком, в боку чувствовалась небольшая боль, а голова была вся в грязи. Меня очень беспокоило, не пострадал ли кто. К счастью, все обошлось.

Сказать честно, выехав из города в три часа ночи, я сказал себе, что утром напишу и пожелаю доброго утра одной очаровательной девушке. Чтобы она, возможно, улыбнулась, и ее день начался с этой улыбки. И вот, после ударов, кручений, полета и падения, я встал, убедившись, что все живы, нашел в кустах свой телефон и отправил ей сообщение. Эта мысль даже тогда не выходила у меня из головы. Уже после этого мы начали искать и собирать все свои вещи, которые раскидало по земле.

Спустя время я все больше и больше удивляюсь тому, что после всего, что произошло, из травм у нас только небольшие порезы, царапины и ушибы, и никакого сотрясения».

Несколько раз рядом останавливались проезжавшие мимо машины, водители интересовались, все ли в порядке и не нужна ли помощь. Кто-то из них позвонил в полицию и сообщил о ДТП.

Максим: «Когда я вышел из машины, меня начало сильно трясти, ребята сразу дали мне три куртки. Частично мы упали в болото, были все мокрые, но трясло меня, кажется, вовсе не из-за холода. Пришло понимание, что любой из нас мог остаться покалеченным или умереть. И хотя я вспомнил, куда мы едем, не мог прийти в себя еще на протяжении получаса.

В голове был полный беспорядок: у меня столько планов на эту неделю, теперь надо все переносить, но среди них есть несколько значимых вещей. Еще я должен был сказать что-то важное, а ведь мог умереть и все… Господи, да у меня же дома жена с ребенком, как она его без меня подымала бы? И чувство бесконечной усталости - почему все так сложно, неужели нельзя для счастья жить проще, без таких сложных схем?».

Алексей позвонил знакомым в Спасск-Дальний, вызвали эвакуатор. Скоро после аварии приехала бригада ДПС. Максим немого хромал, но скорую вызывать не стали. Примерно в 9 утра парни уже ехали в больницу. К тому времени адреналин отошел, Максим почувствовал сильную боль в спине и опасался за внутренние органы. Все кости оказались целы, анализы в норме - отделался сотрясением, ушибами и растяжениями.

Алексей: «Я представил, что было, если бы я погиб. Как расстроилась бы моя мама, отец и брат, как бы я подвел ребят и девчонок, которые у меня тренируются. А как же те районы, куда мы только собираемся поехать? Я вспоминал самые ценные моменты жизни: кому помог, на кого повлиял, куда тратил отведенное мне время и еще раз четко убедился, что материальное ничего не значит, когда речь идет о жизни и смерти. Я то улыбался, радуясь спасению, то грустил, вспоминая близких. Я сделал фото, на котором улыбаюсь, таким я себе нравлюсь больше».

Что говорят спасатели

Любое ДТП - это тяжелое физическое и психологическое испытание. Важно правильно вести себя в экстренной ситуации и уметь восстанавливаться после происшествия.

Сергей Удовик, спасатель Владивостокской городской поисково-спасательной службы (МКУ «ВГПСС»): «Первым делом нужно заглушить машину, если она работает, и вызвать “Скорую помощь”. Сотрудники “Скорой” сами сообщат о ДТП спасателям, пожарным и полиции. Дальше - проверить, находятся ли пассажиры в сознании, понять, у кого есть травмы. Самое главное - прослушать дыхание и остановить кровь. Пульс слушать нужно, но это не так эффективно, как дыхание - вы можете принять за чужое свое собственное сердцебиение.

Если человека зажало чем-либо, ни в коем случае нельзя его доставать, так можно только сильнее навредить. Это же касается фиксации сломанных частей тела: оказывать помощь можно только в том случае, если вы это умеете. Помните, что за все неправильные действия вы можете понести ответственность.

Проверьте, возможно ли возгорание машины (недавно о предотвращении возгорания написали VL.ru). Если ничего не угрожает, то человека лучше не вытаскивать и сначала привести в сознание, а если машина начинает дымиться и гореть, то здесь уже главное - успеть всех вытащить. По возможности нужно скинуть клеммы с аккумулятора и поставить машину на ручной тормоз или что-то подложить под колеса, чтобы она не поехала».

Альбина Яковенко, клинический психолог: «После ДТП дайте себе время на восстановление: не садитесь за руль, передвигайтесь тем транспортом, в котором вы чувствуете себя в безопасности, ходите пешком.

Когда вы учились водить машину, то первое, что делали, - это садились на водительское кресло и привыкали к габаритам, чувствовали машину. Проделайте то же самое. Сядьте в кресло, расслабьтесь, закройте глаза и вспомните самые приятные моменты в вашей жизни - первое свидание, получение желанного подарка, день, когда вы впервые выехали на дорогу и поняли, что машина вас слушается. Постарайтесь еще раз пережить свои ощущения. Запустите двигатель только тогда, когда почувствуете, что паники нет. На это может уйти несколько дней.

Сначала не спешите уезжать далеко от дома. Почувствуйте машину, попытайтесь с ней договориться, понажимайте педаль тормоза, поверните влево, вправо. Вы должны видеть и понимать, что машина вам не враг, она вас слушается.

Как только почувствовали, что вам комфортно, можете выехать на оживленную дорогу. Следите за своим состоянием и ощущениями. При появлении страха и недомогания не паникуйте, сверните на обочину, успокойтесь. Если все прошло - езжайте дальше по своим делам, если нет - вернитесь на стоянку.

Совершайте каждый этап без спешки и насилия над собой. Если у вас не получилось справиться в течение двух-трех недель, то обратитесь к психологу. Он подберет программу и упражнения, помогающие именно вам, главное - не оставляйте все, как есть. Чем дольше вы не обращаетесь за помощью, тем сложнее будет выходить из состояния травматизации».

Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию - водителям и пассажирам авто

Опасения, переживания, страх… Чувства, знакомые всем, кто когда-либо попадал в автомобильную аварию — водителям и пассажирам авто. По-научному эти состояния называются поставарийным синдромом. Как с этим жить, как бороться? Проконсультировать по этому вопросу согласился доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования министерства здравоохранения и социального развития РФ Владимир Сергеев.

— Перечисленные состояния вполне поддаются терапии. Поэтому для начала водителю, пережившему ДТП, неплохо бы посетить врача-психотерапевта, откинув в сторону боязнь, связанную с традиционным для нашей страны представлением о таких специалистах.

Итак, поставарийный синдром. Это стрессовое расстройство, психическая травма. Бывает, сам человек не пострадал, поврежден только его автомобиль, но водитель все равно испытывает постоянно тревогу, испуг. Он боится встречных и проезжающих мимо автомобилей, его все раздражает, напрягает сам процесс вождения…

Здесь требуется лечение лекарственными препаратами, психотерапией и на какое-то время полное прекращение вождения транспортного средства.

Почему нельзя водить? Напряженность водителя, неизбежная в такой ситуации, уменьшает скорость реакции. Более того, реакция может быть неадекватной. Приведу пример. Один мой приятель пошел на скорости на рисковой обгон. С машиной, которую обгонял, немного соприкоснулся, его «чиркнуло», развернуло, а после вынесло на встречную полосу. Навстречу — автомобиль.

Но, слава богу, машину приятеля продолжало нести неведомой силой. Он оказался в сугробе (дело было зимой). Пострадала лишь машина.

Вроде бы отделался легким испугом. Но! Заработало психическое расстройство. У него ухудшился сон. Потом рассказывал: только закрою глаза, в мельчайших подробностях предстает эта картина, наваждение просто…

Что тут можно порекомендовать? Во-первых, ситуацию следует детально проанализировать. Мы вместе с приятелем разобрали все его ошибки и попытались понять мотивацию других водителей. Он прочувствовал свою долю вины. Пришел к выводу: не следовало торопиться. Лучше было переждать, не идти на обгон. Однако он понадеялся, что пронесет, поскольку и раньше допускал подобные нарушения, и ничего не происходило.

Он не принял во внимание, что на дороге может быть лед, припорошенный снегом, зимой вообще-то скользко, на дорогу может выскочить со стороны непредусмотренный автомобиль. Плюс он осознал, что намеренно нарушил правила дорожного движения, и это начало входить у него в систему. Но рано или поздно расплата должна была свершиться.

Мой приятель на время перестал управлять автомобилем. Тем более машина требовала ремонта. После починки он продал эту машину. И правильно поступил! Потому что вместе с утратой «невезучего» автомобиля заметно ослабели его негативные воспоминания. В итоге за руль он сел только спустя полгода после аварии. После тщательной работы над сознанием, ликвидации страха и всех его последствий…

И уже за руль нового автомобиля.

Конечно, полгода — срок индивидуальный. У кого-то поставарийный синдром длится меньше. Но за руль следует садиться лишь тогда, когда страх преодолен: водитель с ним справился (не сам, так с помощью доктора). После перерыва следует попробовать поводить сначала где-нибудь на пустыре, чтобы полностью восстановить все водительские навыки.

Если же будете ездить, пытаясь пересилить себя: преодолевая боязнь, испытывая напряжение, будете вредить себе, последовательно разрушая свой организм. Может давление подскочить, усталость будет ощущаться острее, чаще и в большем объеме, может произойти нарушение сна, как это было у моего знакомого. Поэтому стоит действительно отдохнуть, попринимать успокаивающие лекарства с тем, чтобы полностью восстановиться.

После аварии может возникнуть психическое расстройство — так называемая эмоциональная анестезия. Человек внешне может выглядеть спокойным, но на самом деле он ощущает потерю интереса к прежним занятиям, тревогу, испытывает чувство отдаленности от других людей, у него возникает заторможенность, вплоть до ступора. Или, наоборот, его преследуют унижение, злоба, стыд.

Человек бесконечно корит и винит себя, все время прокручивает в сознании пережитую ситуацию.

Это тоже неправильно, должен быть предел. Надо, повторяю, осознать степень своей вины, разобрав ситуацию в деталях: может ведь быть и такое, что не только ты был не прав, но и другие участники движения. Признайте свою ошибку и сделайте выводы на будущее. Дабы подобное не повторилось впредь!

Некоторые, чтобы успокоиться, начинают пить. Это большая иллюзия. Алкоголь не снимает стресс. Он отключает эмоциональную остроту на какое-то время, но как только воздействие алкоголя заканчивается, все ваши неприятные ощущения возвращаются и, что самое неприятное, с новой силой. Человек выпивает еще и еще раз, разрушая свой организм, а вопросы загоняет вглубь, не решая их.

В итоге к существующим проблемам добавляет еще одну — алкогольную зависимость. Это неверный путь.

Какой вывод можно сделать из сказанного? На дороге возможны непредсказуемые ситуации. Не нарушайте правил дорожного движения, и вам удастся сохранить свои нервы. Но если все же вы попали в аварию, не ждите, что психологические проблемы пройдут сами собой, решайте их с помощью специалиста.

Татьяна, 35 лет, водительский стаж шесть лет:
— Года два назад попала в ДТП: правое зеркало на моей машине снесла грузовая «газель», когда слишком близко проезжала мимо. В принципе, пустяк. Но через полгода ситуация повторилась с точностью до ста процентов! Тоже правое зеркало, тоже грузовая «газель»...

Вот с тех пор я стала панически бояться «газелей». Как только вижу их на дороге в непосредственной близости от моей машины, сразу руки мелкой дрожью трясутся...

Андрей, водитель «тойоты»:
— Через 17 безаварийных лет у меня произошла-таки одна авария: сошлись с «крестником» возле перекрестка. Но никаких таких «эмоций» не было. Я даже не вспотел! Только досада за машину.

И «крестник», кстати, тоже был адекватен, хотя я ему всю арку заднего колеса на «двенадцатой» в салон отправил, а себе только крыло помял. Но он сам был виноват, у него было как минимум три возможности избежать этой аварии.

Катя, 25 лет:
— Я разбила машину друга. Авария не выходит у меня из головы, я не могу спать, за руль своей машины сесть не могу... Страх и паника. А еще сестра все время говорит, чтобы я не садилась за руль, что я умру за рулем, что мне не дано водить!

Мой молодой человек, напротив, не винит меня в аварии, не винит в том, что я разбила его машину, и настаивает, чтобы я не бросала водить... Они оба очень сильно давят на меня. Как быть, как бороться... Понимаю, что не справляюсь со страхами и проблемами сама.

Лариса Пономаренко, пешеход:
— Я ничего подобного не переживала, но с моими знакомыми происходил не один несчастный случай, и их поведение после этого было абсолютно непредсказуемо. Часто осознание свершившегося приходит лишь спустя некоторое время.

Подготовила ТАТЬЯНА ЛОРОВА

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «avon-website.ru»