Теория инвестирования. Теория инвестиций Инвестиционная практика и рынок Форекс

Подписаться
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:

Важнейшим элементом хозяйственной жизни и предметом экономической теории являются инвестиции . Они призваны воспроизводить и обновлять основной капитал .

Сущность, структура и источники финансирования инвестиций

Сущность инвестиций

Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств , а также сальдо приобретения таких ценностей, как драгоценные металлы и камни, антиквариат.

Валовое накопление основного капитала состоит из затрат на капитальный ремонт, инвестиций в нематериальные активы и вложений в остальные основные фонды. Эти последние вложения называют капитальными.

Рис. 18.1. Структура инвестиций в реальный капитал в России (в скобках предварительные и оценочные данные за 1998 г. в млрд руб.)

Источники финансирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

  • собственных средств инвестора (амортизационных отчислений, прибыли , денежных накоплений и др.);
  • заемных средств (кредитов банков, заемных средств других организаций);
  • привлеченных средств (от продажи акций и других ценных бумаг);
  • средств из бюджета и внебюджетных фондов.

    В 1998 г. в России капитальные вложения крупных и средних предприятий финансировались за счет их собственных средств на 53%, за счет средств бюджета и внебюджетных фондов - на 31%, а заемные и привлеченные средства играли незначительную роль - соответственно 9 и 7%, что говорит о слабой связи российских банков с реальной экономикой и небольшом размере российского фондового рынка . Из общего объема финансирования капитальных вложений на инвестиции из-за рубежа приходилось 3%, это также невысокий показатель. Что касается инвестиций в изменение запасов материальных оборотных средств, то в структуре их финансирования доля заемных и привлеченных средств намного выше.

    Теории и анализ инвестиций

    Если брать все капиталообразующие инвестиции (все валовое накопление), то их величина исчисляется формулой:

    Норма амортизационных отчислений и величина накопленного основного капитала изменяются медленно, а вот чистые (новые) инвестиции обычно подвержены сильным изменениям. Именно эта часть инвестиций наиболее сильно воздействует на колебания нормы валового накопления в стране.

    Норма валового накопления рассчитывается как соотношение двух показателей: объема валового накопления и величины валового внутреннего продукта. В России норма валового накопления снизилась с 30-40% в 1985- 1990 гг. до 16-21% в 1995-1998 гг. В развитых странах с высокими темпами экономического роста норма накопления в 90-е гг. находится на уровне 30-40% (Южная Корея, Сингапур), со средними и низкими темпами - на уровне 10-25% (США , Германия, Франция, Великобритания, Италия). Но и у второй группы стран норма накопления в период сильного экономического роста была высокой. Так, в Германии в 50-60-х гг. она доходила до 60% ВВП.

    Теория инвестиций

    Проектный анализ как концепция

    Сущность проектного анализа. Проектный цикл

    Планируемые, реализуемые и осуществленные капиталовложения принимают форму капитальных (инвестиционных) проектов. Но проекты надо подобрать, рассчитать, выполнить, а главное, оценить их эффективность , и прежде всего на основе сопоставления затрат на проект и результатов его реализации. Для этого и существует проектный анализ (анализ инвестиционных проектов).

    Проектный анализ - это анализ доходности капитального проекта. Иными словами, это сопоставление затрат на капитальный проект и выгод, которые будут получены от реализации этого проекта.

    А так как выгоды от любого капитального проекта и затраты на него не всегда легко вычисляемы, то определение доходности превращается в длительный анализ всех стадий и аспектов инвестиционного проекта. В результате проектный анализ стал концепцией, закладываемой в основу инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой . В концепции проектного анализа сложился свой подход к стадиям проекта и аспектам его анализа.

    По мере подготовки и реализации капитальный проект проходит «жизненный цикл», состоящий из различных стадий. Границы между ними не всегда четки, но тем не менее можно выделить шесть таких стадий (иногда их насчитывают восемь):

    1, 2. Предыдентификация и идентификация проекта (эти две стадии часто объединяют). На этих стадиях вначале рождается сама идея, а затем подготавливаются основные детали проекта, который проходит предварительное обоснование и сравнивается с набросками других проектов, признается заслуживающим детальной проработки. Иначе говоря, это стадия предварительного технико-экономического обоснования.

    3. Разработка проекта. На этой стадии идет детальная проработка всех аспектов проекта, которые окончательно должны обосновать выгодность проекта. Это можно назвать стадией подготовки технико-экономического обоснования.

    4. Оценка проекта. Это экспертиза, которую проходит подготовленный проект (он изучается и обсуждается руководством фирмы, независимыми экспертами, потенциальными кредиторами, министерством и т.д.).

    5. Принятие проекта (переговоры по проекту). На этой стадии руководство всех уровней и кредиторы принимают окончательное решение по проекту, а так как у самой фирмы обычно есть альтернативные возможности использовать экономические ресурсы или же у кредиторов есть предложения о финансировании других проектов, то эта стадия может оказаться не такой короткой, как может показаться на первый взгляд.

    6. Осуществление проекта. Здесь главное - это контроль и наблюдение за реализацией проекта, с тем чтобы он не отклонялся от графика, и одновременное внесение оперативных изменений в проект, если они действительно необходимы.

    7, 8. Эксплуатация проекта и оценка его результатов. На этих последних стадиях (часто объединяемых в одну) не только получают выгоды от введенного в строй объекта, но и неоднократно сравнивают полученные результаты с планировавшимися. Это нужно и для анализа выявляющихся отклонений, и для приобретения опыта подготовки новых проектов. Последняя стадия - обычно самая продолжительная, так как проект начинает наконец-то работать и приносить выгоду.

    Направления проектного анализа

    На всех стадиях проекта (но особенно на стадии разработки) идет анализ его основных аспектов (часто их называют направлениями анализа или просто анализом):

    1. Технический анализ, задачей которого является определение наиболее подходящей для данного инвестиционного проекта техники и технологии.

    2. Коммерческий анализ (маркетинговый), в ходе которого анализируется рынок сбыта той продукции, которая будет производиться после реализации инвестиционного проекта, т.е. сколько нужно производить этой продукции, и рынок закупаемой для проекта продукции (прежде всего цена на нее).

    3. Институциональный анализ, задача которого состоит в оценке организационно-правовой, административной и даже политической среды, в которой будет реализовываться проект, и приспособлении его к этой среде, особенно к требованиям государственных организаций. Другой важный момент - приспособление самой организационной структуры фирмы к проекту.

    4. Социальный (социально-культурный) анализ, во время которого необходимо исследовать воздействие проекта на жизнь местных жителей, добиться благожелательного или хотя бы нейтрального их отношения к проекту.

    5. Анализ окружающей среды, который должен выявить и дать экспертную оценку ущербу, наносимому проектом окружающей среде, а также предложить способы смягчения или предотвращения этого ущерба.

    6. Финансовый анализ.

    7. Экономический анализ.

    Два последних направления являются ключевыми, и поэтому их следует рассмотреть особо. Оба базируются на сопоставлении затрат и выгод от проекта, но отличаются подходом к их оценке. Экономический анализ оценивает доходность проекта с точки зрения всего общества (страны), финансовый же анализ - только с точки зрения фирмы и ее кредитора (если проект кредитуется).

    Главной целью частной фирмы является максимизация ее прибыли . Затраты, которые несет фирма во время реализации инвестиционного проекта, сводятся преимущественно к расходам на оплату товаров и услуг, необходимых для осуществления проекта. В большинстве случаев при расчете проекта фирма использует цены, по которым она приобретает необходимые для проекта товары и услуги, и те цены, которые заплатят потребители за продукцию, получаемую от реализации проекта.

    Расчетные цены в экономическом анализе

    Однако возможны исключения. Если у фирмы ограничен собственный капитал и она не имеет широкого доступа к ссудному капиталу, то тогда главная цель фирмы - получение наибольшего прироста на ее ограниченный капитал. В этом случае для фирмы IRR будет главным показателем доходности проектов.

    Пример 18.7. Рассмотрим два проекта, оба со ставкой дисконтирования 10%.

    Проект А. Фирма вкладывает в проект 1 млрд руб. и через год получает доход 2 млрд руб.

    Проект Б. Фирма вкладывает в проект 1000 млрд руб. и через год получает доход 1250 млрд руб.

    Какой проект выбрать? Подсчитаем IRR и NPV. Получим следующие результаты:

    IRR,% NPV,мрлд руб.

    Проект А…………100 0,909

    Проект Б………… 25 227

    В принципе проект Б - лучший, так как его NPV больше. Но при сильной ограниченности средств лучшим может считаться проект А.

    4. По мере подготовки и реализации капитальный проект проходит жизненный цикл, состоящий из ряда стадий. На всех стадиях проекта идет анализ:

    1. технический;
    2. коммерческий (маркетинговый);
    3. институциональный;
    4. социальный;
    5. окружающей среды;
    6. экономический;
    7. финансовый.

    Два последних направления проектного анализа являются ключевыми и рассматриваются особо.

    4. Экономический анализ призван оценить доходность проекта с точки зрения всего общества (страны), финансовый анализ - только с точки зрения фирмы и ее кредитора. Для экономического анализа используются особые, очищенные от искажений цены. Они называются расчетными (теневыми).

    5. Проектный анализ осуществляется на базе ряда приемов, демонстрирующих принципы проектного анализа.

    Анализируя доходность инвестиционного проекта, целесообразно сравнивать две будущие альтернативные ситуации: а) фирма осуществила свой проект; б) фирма не осуществила свой проект. Подобный прием часто называют «с проектом - без проекта».

    В тех случаях, когда выгоды заранее заданы, но их трудно оценить в денежном выражении, используется прием «наименьшие затраты». Суть его в том, что для достижения цели разрабатываются альтернативные проекты и из них выбирается наименее дорогостоящий.

    При расчете затрат в них не включаются амортизационные отчисления, которые начисляются в ходе цикла жизни проекта (особенно на его последней стадии), дабы избежать двойного счета, потому что амортизационные отчисления все равно будут включены в цену производимой продукции.

    При подходе к инфляции в проектном анализе рекомендуется осуществлять расчеты на базе текущих цен, если инфляция в стране будет идти равномерно по всем основным группам товаров и услуг. При неравномерной инфляции рекомендуется корректировать текущие цены (уменьшать или увеличивать) в такой степени, в какой рост цен на эти товары и услуги будет меньше или больше общего роста цен.

    7. В проектном анализе, как и в некоторых других областях теоретической и прикладной экономики, используется понятие «стоимость денег во времени», Оно означает, что рубль, полученный раньше, стоит больше, чем рубль, полученный позже. Тому есть три причины: инфляция, возможность положить деньга под проценты, риск. В результате рубль обладает текущей и будущей стоимостью.

    В экономическом и финансовом анализе используют специальную технику измерения текущей и будущей стоимости одной денежной меркой. Эта техника (технические приемы) называется вычислением сложного процента и дисконтированием. С ее помощью сопоставляются (приводятся) разновременные денежные величины.

    8. За ставку процента (ставку дисконта) в экономическом анализе берут уровень доходности наиболее доходного из альтернативных проектов. В финансовом анализе для этого используют типичный процент, под который фирма может занять финансовые средства.

    9. В проектном анализе эффективность проекта измеряется его доходностью. Главными показателями доходности проекта являются чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности.

    Чистая приведенная стоимость определяется как разница между текущей приведенной стоимостью потока будущих доходов (выгод) и текущей приведенной стоимостью потока будущих затрат. Она дает абсолютную величину чистых приведенных выгод (доходов) от проекта.

    Внутренняя норма доходности (окупаемости) - это тот максимальный процент, который может быть выплачен для мобилизации капиталовложений проекта. Если внутренняя норма доходности рассматриваемого проекта меньше внутренней нормы доходности альтернативных проектов, то данный проект менее выгоден по сравнению с ними.

    10. К другим показателям эффективности (доходности) проекта относятся наименьшие затраты, рентабельность, срок окупаемости, которые используются реже.

    Термины и понятия

    Инвестиции
    Капиталообразующие инвестиции
    Капиталовложения
    Инвестиционная деятельность (инвестирование)
    Инвестор
    Капитальное строительство
    Валовое накопление
    Норма валового накопления
    Предельная склонность к сбережению
    Кейнсианская теория инвестиций
    Теория рационирования кредитов
    Модель акселерации инвестиционных процессов
    q-теория инвестиций
    Капитальный (инвестиционный) проект
    Проектный анализ
    Стадии жизненного цикла проекта
    Расчетные (теневые) цены
    «С проектом - без проекта»
    Наименьшие затраты
    Стоимость денег во времени
    Будущая стоимость
    Текущая стоимость
    Сложный процент
    Дисконтирование
    Ставка дисконта
    Фактор сложного процента
    Фактор дисконтирования
    Денежные поступления (денежный поток)
    Чистая приведенная стоимость
    Внутренняя норма доходности
    Рентабельность проекта
    Срок окупаемости проекта

    Вопросы для самопроверки

    1. Фирма в прошлом году израсходовала 100 млрд руб. на издержки по выпуску продукции: 20 млрд руб. - на сооружение нового корпуса, 5 млрд руб. - на закупку сырья и материалов для производства в будущем корпусе, 8 млрд руб. - на капитальный ремонт старых корпусов. Каков был у этой фирмы объем капиталовложений?

    2. Какая стадия проектного анализа является самой длинной?

    3. Какова главная задача анализа окружающей среды?

    4. Экономический анализ отличается от финансового анализа прежде всего:

    а) использованием расчетных (теневых) цен;

    б) учетом технических аспектов проекта;

    в) учетом результатов маркетинговых исследований?

    5. В 1992 г. розничные цены в России выросли в 26,1 раза. Какова была 1 января1993 г. реальная стоимость 1 руб., положенного 1 января 1992 г. в банк?

    6. На основе данных примера 18.5 рассчитайте приведенную стоимость выгод (доходов) и приведенную стоимость затрат по проекту.

    7. Чем хорош и чем плох показатель срока окупаемости проекта?

    8. Чистая приведенная стоимость проекта - это: а) величина стоимости проекта к моменту его завершения; б) величина абсолютного дохода от проекта; в) процент, характеризующий доходность проекта?

    9. Внутренняя норма доходности проекта позволяет: а) сравнить уровень доходности данного проекта с уровнями доходности альтернативных проектов; определить с помощью расчетных (теневых) цен, какова в реальности, а не по бухгалтерской отчетности доходность проекта; в) сравнивать доходность проекта с точки зрения отдельных подразделений фирмы?


  • Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

    Сегодня можно встретить немало – это и теория Грэхема Уоллеса, и , и « » Эдварда де Боно, и , и « » Тони Бьюзена и некоторые другие. Но наряду с ними можно назвать ещё одну очень интересную и довольно молодую теорию – так называемую, «Теорию инвестирования», разработанную в 1985 году американским психологом, профессором и президентом Американской психологической ассоциации Робертом Стернбергом.

    «Теория инвестирования» Стернберга

    Согласно мнению Стернберга, креативным можно считать человека, стремящегося и способного осуществлять «покупку» идей по низкой цене и их «продажу» по высокой. Под «покупкой» идей здесь следует понимать разработку неизвестных, непопулярных и непризнанных идей, достоверную оценку потенциала их развития и анализ спроса. Креативный человек, невзирая на сопротивление, неприятие и непонимание окружающей среды, всегда будет ставить упор на развитие определённых идей, повышение их ценности и цены и последующую «продажу». И как только одна идея будет успешно развита и будет повышен её спрос на рынке, он сразу же будет браться за следующую новую или непопулярную идею. Но отсюда следует следующая проблема – это генерация идей.

    По мнению Роберта Стернберга, творческий потенциал человека не может быть реализован в двух следующих ситуациях (важно сказать, что в представленном случае Стернберг заменяет проявление креативности на его оценку и принятие обществом):

    • Если идеи высказываются человеком преждевременно
    • Если идеи не обсуждаются на протяжении продолжительного времени, вследствие чего становятся устаревшими или очевидными

    Согласно идеям учёного, творческие проявления человека могут быть определены посредством шести основополагающих факторов:

    • Интеллект человека как его способность
    • Знания человека
    • Стиль мышления человека
    • человека
    • человека
    • Внешняя среда, окружающая человека

    Основой же творческого мышления и креативности является интеллектуальная способность. А если говорить более конкретно, то определённые составляющие интеллекта:

    • Способность к синтезу – необычное видение проблем, преодоление привычных, общепринятых границ;
    • Способность к анализу – умение выявлять идеи, которые следует развивать;
    • Практическая способность – способность к убеждению людей в ценности конкретных идей, другими словами – умение продавать.

    Однако здесь следует брать во внимание следующие положения: если у человека более остальных развита способность к анализу, его можно считать прекрасным критиком, но отнюдь не генератором идей. Если слишком развита способность к синтезу, человек будет генерировать множество идей, не подкреплённых практическими исследованиями или вообще провальных. Если же чрезмерно развита практическая способность, человек будет блестяще продавать любые идеи, в том числе даже самые неэффективные.

    Знания также могут влиять на креативность, и их влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Человек всегда должен чётко понимать, чего конкретно он хочет достичь и что именно он будет для этого делать. Выход за пределы и максимальное проявление креативности невозможны без знания границ этой самой зоны комфорта. Наряду с этим, границы зоны комфорта и устоявшиеся знания могут оказывать на кругозор человека ограничивающее воздействие, не давая ему возможности посмотреть на проблему под новым углом. Чтобы творческий потенциал активизировался, человек должен обладать независимостью мышления, свободой от стереотипов и воздействия окружающей среды. Креативный человек должен уметь самостоятельно определять проблемы, ставить перед собой задачи и осуществлять их решение.

    Исходя из положений теории Стернберга, креативность подразумевает способность человека к осознанному риску, готовность к преодолению препятствий, наличие устойчивой внутренней мотивации и готовность к противостоянию общепринятым мнениям.

    Кроме того, никакое творчество невозможно вне творческой среды. Все компоненты, которые отвечают за творческий процесс, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, и суммарный эффект от такого взаимодействия невозможно свести к воздействию какого-то одного компонента. Если же творческая среда отсутствует, это может быть компенсировано высокой мотивацией, взаимодействие которой с интеллектом человека, многократно повышает показатель креативности.

    «Теория инвестирования» Стернберга, конечно же, не является голословной, а основана на результатах практических исследований. В качестве примера приведём результаты одного из таковых.

    Практическое обоснование

    Ниже будут приведены результаты одного из исследований, проводившихся Робертом Стернбергом и его командой. Данное исследование было направлено на изучение связи креативности с интеллектом.

    Для эксперимента были отобраны 48 человек, возраст которых варьировался от 18 до 65 лет. Каждому из них было необходимо , относящихся к четырём : сочинению, рекламе, рисунку и исследованию. Участникам было предложено от 3 до 10 тем, из которых они могли выбрать только две.

    Показатель креативности по каждому из произведений оценивался по следующим критериям:

    • Новизна
    • Соответствие теме
    • Эстетическая ценность
    • Интеграция несопоставимых элементов
    • Техника исполнения
    • Качество результата

    Интеллектуальный потенциал испытуемых измерялся при помощи теста Кэттелла. Знания же оценивались посредством биографического опросника. Кроме того, по опроснику и опроснику стилей мышления Стернберга-Вагнера производилась оценка стиля мышления, а тестами ACL и PRF оценивались особенности личности.

    Результаты эксперимента по оценке креативности испытуемых оказались весьма надёжными. Согласованность экспертных оценок по каждому из четырёх жанров варьировалась от 0,81 до 0,89, а средний показатель согласованности вообще составил 0,92. Степень креативности испытуемых зависела от того, насколько специфична была предметная деятельность. Максимально взаимодействовали с творческой продуктивностью именно интеллектуальные способности, а минимально – особенности личности.

    «Синдром креативности»

    На основе результатов эксперимента, о котором мы говорили выше, Стернберг сделал вывод о существовании «Синдрома креативности». Для подтверждения этого учёным были проведены дополнительные исследования по выявлению того, какую роль аналитические интеллектуальные способности играют в общей структуре креативности.

    В процессе исследования измерялся вербальный, математический и пространственный интеллект. Для эксперимента были задействованы 199 студентов. Всех их разбили на две большие группы – высококреативные и низкокреативные студенты. В колледже, где они проходили обучение, им читался один и тот же курс по психологии, но в двух различных вариациях – один курс был рассчитан на стимулирование студентов, в другой – наоборот, не стимулировал его. В итоге оценивался результат, которого достигли студенты, в зависимости от специфики курса и начального показателя их креативности.

    Результаты оказались более чем интересными: те студенты, которые изначально обладали высокими показателем креативности, в большинстве случаев и гораздо чаще выдвигали собственные идеи, проявляли инициативу по самостоятельной организации экспериментов и предлагали всевозможные гипотезы, если условия экспериментов варьировались. Говоря несколько иначе, студенты, которые проходили обучение в творческих условиях, показали более высокие результаты, нежели студенты, обладавшие той же степенью креативности, но обучавшиеся в обычных стандартных условиях.

    Исходя из этого, Стернберг заключил, что для активизации творческого потенциала и креативности человека необходимо наличие соответствующей творческой среды.

    Таковы базовые положение «Теории инвестирования» Роберта Стернберга. А о том, насколько представленная теория соответствует действительности, вы с лёгкостью можете судить, если, например, проведёте самостоятельный , в котором попробуете проявить свои творческие способности в условиях, способствующих этому, и в обычных условиях. Скорее всего, полученные вами результаты во многом совпадут с идеями Стернберга.

    Желаем вам успехов в творчестве!

    Базовая теория инвестиций основывается на том факте, что инвестиции в материальные активы являются альтернативой финансовым сбережениям как способу распределения потребления во времени. Сакс Д. Д., Филиппе, Ларрен Б. Макроэкономика. М, 1996. С. 173Эта теория выделяет три главных фактора, воздействующих на инвестиции в основной капитал. Во-первых, это норма прибыли в реальном секторе - чем она выше, тем сильнее склонность предпринимателей к инвестициям, т. к. расширение на базе инвестиций выпуска продукции приведёт к быстрому росту прибыли. Во-вторых, это издержки производства - чем ниже ставка процента, цены на другие факторы производства, а также налоги, тем больше прибыль, остающаяся в руках предпринимателя. В-третьих, это ожидания - чем они оптимистичнее в отношении хозяйственной конъюнктуры, тем охотнее предприниматели осуществляют инвестиции. Булатов А. С. Экономика: учебник. 5-е изд. М.: Экономистъ, 2005. С. 369

    Кейсианская модель инвестиций предполагает, что фирма имеет набор инвестиционных проектов, которые характеризуются начальными инвестициями и будущими потоками доходов. Основное отличие состоит в том, что уровень инвестиций для каждого проекта задан изначально, и фирма не может его менять. Проект будет выгодным, и фирма его осуществит, если его чистая приведенная стоимость (NPV) положительна, при этом NPV проекта монотонно убывает по ставке процента. Кроме NPV существует еще одна важная характеристика инвестиционного проекта - внутренняя норма рентабельности (IRR), определяемая как такая ставка процента, при которой NPV= 0. Следовательно, NPV> 0 тогда и только тогда, когда текущая ставка процента меньше IRR . Замулин О. Курс лекций по макроэкономике. Промежуточный уровень. С.45. http://www . nes.ru/ Основная идея Кейнса заключалась в том, что, чем выше рыночная ставка процента r , тем меньше число прибыльных проектов, и, следовательно, меньше объем инвестиций. Таким образом, инвестиции являются отрицательной функцией реальной ставки процента.Там же. С. 46

    q- теория Тобина предлагает использовать в качестве индикатора инвестиционного климата на предприятии (или в экономике) следующий показатель, получивший название Q _Тобина: Q o =V o /K o , где V o -текущая рыночная стоимость компании (рыночная капитализация), K o -запас капитала на фирме (восстановительная стоимость капитала фирмы). Таким образом, Q o - это показатель рентабельности капитала на предприятии (или в экономике, если данный финансовый показатель посчитан по агрегированным данным для всей экономики). Тобин предположил, что запас капитала для фирмы находится на оптимальном уровне, если Q =1. Если Q >1, то фирма по каким-то причинам недоинвестировала, т.е. капитал находится ниже оптимального уровня. Если же Q <1, то фирма характеризуется избытком капитала по сравнению с оптимальным уровнем. Экономическим обоснованием данного предположения послужило следующее: если Q >1, то финансовый рынок оценивает компанию дороже, чем она стоит с точки зрения физического восстановления капитала.Замулин О. Курс лекций по макроэкономике. Промежуточный уровень. С. 53. http://www.nes.ru/ Тобин ввёл также величину, где q 0 - предельное q -Тобина. Оно отражает величину, на которую возрастет стоимость компании, если она предельным образом увеличит запас капитала и будет его поддерживать в дальнейшем. Предельное и среднее q -Тобина равны в том и только том случае, когда производственная функция характеризуется постоянной отдачей от масштаба. Этот результат известен как теорема Хаяши . Оптимальный запас капитала реализуется при q 0 = 1, т.е. при MPK=r+d. Это в точности совпадает с выводами базовой модели инвестиций. Там же. С.54.

    Следовательно, компании необходимо знать лишь значение q o , чтобы принимать оптимальные решения об инвестициях. Если предпосылка о постоянной отдаче от масштаба верна, то достаточно знать просто текущую рентабельность основного капитала Q o - стандартный показатель финансовой отчетности предприятия. Эмпирических исследований относительно того, насколько динамика Q -Тобина может определять динамику инвестиций показали, что q -теория на практике работает не достаточно хорошо. Там же. С. 55

    «Теория инвестирования» Р. Стернберга

    Одной из последних по времени возникновения концепций креативности является так называемая «теория инвестирования», предложенная Стернбергом и Д. Лавертом. Эти авторы считают креативным такого человека, который стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». На мой взгляд, в этой концепции проявились личностные особенности самого Стернберга, автора и соавтора более 600 (!) публикаций по проблемам интеллекта, креативности, способностей.

    «Покупать по низкой цене» – значит заниматься неизвестными, непризнанными или малопопулярными идеями. Задача заключается в том, чтобы верно оценить потенциал их развития и возможный спрос. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». После достижения рыночного успеха он переходит к другой непопулярной или новой идее. Вторая проблема в том, откуда эти идеи берутся?

    Стернберг считает, что человек может не реализовать свой творческий потенциал в двух случаях: 1) если он высказывает идеи преждевременно, 2) если он не выносит ее на обсуждение слишком долго и тогда она становится очевидной, «устаревает». Совершенно очевидно, что здесь проявление творчества подменяется его социальным принятием и оценкой.

    По Стернбергу, творческие проявления детерминируются шестью основными факторами: 1) интеллектом как способностью; 2) знанием; 3) стилем мышления; 4) индивидуальными чертами; 5) мотивацей; 6) внешней средой.

    Интеллектуальная способность является основной. Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта: 1) синтетическая способность – новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания; 2) аналитическая способность – выявление идей, достойных дальнейшей разработки; 3) практические способности – умение убеждать других в ценности идеи («продажа»). Если у индивида слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает массу новых идей, но не обоснованных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух остальных может привести к продаже «недоброкачественных», но ярко представленных публике идей.

    Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможностей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля. Вместе с тем знания, слишком устоявшиеся, могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему.

    Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает.

    Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих.

    Проявление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.

    Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одного из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интеллект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности.

    Приведем результаты одного из исследований, проведенных под руководством Стернберга. Изучалась связь креативности и интеллекта. Были отобраны 48 испытуемых в возрасте от 18 до 65 лет. Они должны были создать по два произведения четырех жанров: сочинение, реклама, рисунок, исследование. Испытуемому предлагалось 3-10 тем, из которых он выбирал две. Уровень креативности по всем произведениям оценивался по критериям новизны, соответствия произведения теме, эстетической ценности, интеграции несопоставимых элементов, технике исполнения, качеству результата.

    Интеллектуальные способности измеряли с помощью теста CFT Кэттелла (форма А). Знания оценивали с помощью биографического опросника. Помимо того оценивались: 1) стиль мышления – по опроснику «Майерс-Бриге индикатор тестов» (MBTG, форма G) и «Опроснику стилей мышления» Стернберга-Вагнера; 2) личностные особенности – по тестам ACL и PRF (форма Е).

    Оценки креативности индивидов оказались достаточно надежными. Согласованность оценок экспертов в каждой из четырех областей колебалась от 0,81 до 0,89. Усредненная согласованность была еще выше – 0,92.

    Высокой была корреляция внутри областей:

    3) для науки – 0,52.

    4) для рисунка – 0,37.

    Корреляция с общим баллом креативности – 0,67.

    Уровень креативности зависел от специфики предметной деятельности, корреляции между результатами, показанными в разных областях, изменялись от 0,23 до 0,62. В наибольшей степени коррелировали с творческой продуктивностью интеллектуальные способности (флюидный интеллект), в наименьшей – личностные особенности.

    Результаты позволили Стернбергу утверждать, что существует «синдром креативности».

    Стернберг провел дополнительные исследования для того, чтобы выявить роль аналитических интеллектуальных способностей в структуре креативности. Вербальный, пространственный и математический интеллекты измеряли с помощью теста STAT (Sternberg Triarchic Abilities Test). 199 студентов были разбиты на две группы – высококреативных и низкокреативных. Им читали в колледже один и тот же психологический курс в двух разных вариантах. Один курс был построен так, чтобы стимулировать творческое мышление, другой – нет. Оценивался достигнутый студентами результат в зависимости от начального уровня креативности и типа обучения.

    Надежность оценки креативности составила 0,7. Корреляции оценок креативности с данными по тесту Кэттелла была равна 0,5, а корреляция с аналитическими способностями по STAT – 0,49. Корреляция результата STAT с успешностью обучения была одинакова для всех групп студентов (г = 0,33).

    Студенты, изначально обладавшие более высоким уровнем креативности, чаще генерировали собственные идеи, самостоятельно организовывали эксперименты, выдвигали разнообразные гипотезы в случае варьирования условий эксперимента и выборки, то есть показали более высокие результаты в условиях творческого обучения, чем те, которые тоже обладали высокими показателями креативности, но обучались в обыкновенных условиях.

    Следовательно, для проявления креативности необходима соответствующая (творческая) среда. Что, впрочем, вытекает из результатов исследований, предшествующих Стернбергу.

    Исследования Стернберга, позднее подтвержденные результатами других ученых, выявили один замечательный факт: при анализе достижений индивидов в науке и искусстве мера центральной тенденции (медиана) располагается ближе к нижним значениям распределения, чем к верхним. То есть распределение креативности индивидов по достижениям имеет ярко выраженную левостороннюю асимметрию.

    Стернберг объясняет это явление тем, что высокий уровень креативности, в отличие от среднего и низкого, требует наличия и сочетания в личности индивида большего числа разнообразных психических черт. В последней главе этой книги я попытаюсь дать другое истолкование данного феномена, исходя из собственной модели структуры общих способностей (см. главу 9).

    Можно по-разному относиться к моделям и экспериментам, которые поводили Стернберг и сотрудники его группы в Йельском университете. Но сегодня эти исследования (а также работы Гарднера) задают то информационное пространство, в пределах которого прокладывает путь почти каждый исследователь, занимающийся проблемами креативности.

    Другой вопрос: много ли добавляют исследования Стернберга и его последователей к нашему изначальному знанию о природе креативности как общей способности к творчеству, а также о связи ее с интеллектом? На мой взгляд, нового здесь гораздо меньше, чем можно было бы ожидать. Размах строительства грандиозный, а новизна структурных решений сводится к украшательству, пристройкам и «архитектурным излишествам». Но это скорее эстетическая оценка, нежели рациональная.

    Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

    Энергетическая теория или когнитивная теория? По формулировке Фрейда, первичный процесс отсылает нас как к тому, что является ответственным за искажение логического, рационального мышления в поисках удовлетворения, так и к форме ментальных процессов. Конечно, как

    Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

    6. Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для

    Из книги Психология труда автора Прусова Н В

    24. Понятие мотивации. Теории мотивации. Теория Мак-Клелланда о потребности в достижениях. Теория иерархии потребностей А. Маслоу Мотивация – это набор потребностей человека, который может стимулировать его как члена рабочего коллектива на достижение определенных

    Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    25. Теория ERG. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (по Д. Шульц, С. Шульц, «Психология и работа») Теория ERG (existence – «существование», related-ness – «взаимоотношения», growth – «рост»), автор К. Алдерфер. Теория основана на иерархии потребностей по А. Маслоу. Автор считал основными

    Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Рэйки и мир денег автора Кашлинская Лиза

    Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

    Принципы инвестирования Любое инвестирование – вопрос психологииВы должны инвестировать только в те дела, в которые лично верите, руководствуясь своей интуицией, так же, как при расходовании денег. Это означает, что перед тем, как во что-то инвестировать деньги, вы

    Из книги Техники позитивной терапии и НЛП автора

    ТЕОРИЯ При оптимальных условиях на поздних стадиях терапии пациентов с нарциссической личностью можно наблюдать чередование идеализации и явно негативного переноса, при этом диссоциированные между собой идеализированные и садистические объектные отношения могут

    Из книги Техники гештальта и когнитивной терапии автора Малкина-Пых Ирина Германовна

    Теория НЛП возникло в начале 1970-х годов в американском городе Санта-Круз, штат Калифорния. В 1972 году молодой ученый Ричард Бэндлер, специализировавшийся в математике и вычислительной технике, меняет область своих научных интересов и начинает активно заниматься

    Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

    Теория Гештальт-терапия (от нем. Gestalt – образ, форма, структура + греч. therapeia – лечение) – форма психотерапии, разработанная в рамках гештальтпсихологии Фредериком Перлзом. Гештальт-терапия – это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение

    Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

    Теория Когнитивная психотерапия – психотерапевтический метод, разработанный Аароном Беком (Beck A., 1967) и основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания поведенческих стереотипов. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что

    Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

    Модель Р. Стернберга Наибольшую известность в конце 80-х-начале 90-х годов получила концепция интеллекта Роберта Стернберга. Р. Стернберг чрезвычайно плодовитый и деятельный автор, на его счету более 600 публикаций. В 1972 году он закончил с отличием Йельский университет, а

    Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

    Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

    ЧАСТЬ V. ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТЕОРИЯ ЭГО XIV. КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ

    Из книги автора

    Трехкомпонентная теория любви Роберта Стернберга В 2004 году психолог Роберт Стернберг предложил теорию любви, согласно которой это чувство состоит из трех компонентов: интимности, страсти и обязательств. Интимность – это близость, взаимная поддержка, желание всем

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «avon-website.ru»