Предельная величина базы для начисления страховых взносов. Какие тарифы применять

Подписаться
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Тарифы страховых взносов в 2012 году

Комментарий к изменениям, вступившим в силу с 1 января

Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ Текст рассматриваемого Закона можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Все, конечно, уже знают, что тарифы страховых взносов с этого года изменились. Кто-то от таких изменений выиграет, кто-то - потеряет. Как и в предыдущие годы, будут действовать пониженные тарифы (их несколько видов для определенных категорий страхователей) и базовые тарифы (для тех, кто не имеет права применять пониженные тарифы). Кроме того, предел облагаемых выплат на каждого работника повысился с 463 000 до 512 000 руб.ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах...» (далее - Закон № 212-ФЗ); Однако теперь это уже никакой не предел для базы по взносам. Работодателям, не имеющим льгот, придется начислять взносы и с выплат, превышающих 512 000 руб. на человека.

Тарифы для участников проекта «Сколково» в этой статье мы не рассматриваем.

Для базовых тарифов ввели дополнительную ставку

Ставки взносов в ФСС и Фонд медицинского страхования в 2012 г. не изменились. Однако вся сумма взносов на обязательное медицинское страхование должна теперь зачисляться в Федеральный фонд медстрах астатьи 12 , 58.2 Закона № 212-ФЗ . Как вы знаете, в 2011 г. надо было делить взносы на медицинское страхование между Федеральным и территориальным ФОМС.

А вот общий тариф страховых взносов в ПФР уменьшился с 26 до 22%ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании...» (далее - Закон № 167-ФЗ) .

На суммы облагаемых выплат работнику, превышающие с начала года 512 000 руб., нужно будет начислять взносы в ПФР по тарифу 10 %ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ . А значит, как мы уже сказали, для суммы 512 000 руб. уже не подходит название «предельная величина базы для начисления взносов »ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ .

Фонд Вид обязательного социального страхования Базовый тариф 2012 г.ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ
С выплат, не превышающих 512 000 руб. в год С выплат свыше 512 000 руб. в год
ПФР Пенсионное страхование 22,0% 10,0%
ФСС Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2,9% -
ФФОМС Медицинское страхование 5,1% -
Итого: 30,0% 10,0%

В результате получается, что по сравнению с 2011 г. новая шкала базовых тарифов выгодна только при годовом доходе работника не более 550 200 руб. (45 850 руб. в месяц).

Рассчитывается эта сумма путем решения несложного уравнения:

463 000 руб. х 34% = 512 000 руб. х 30% + (Х руб. – 512 000 руб.) х 10%.

В этом уравнении Х руб. - это и есть сумма начислений одному работнику за год, при которых величина взносов за 2011 г. и за 2012 г. будет совпадать.

Получается, что размер страховых взносов с выплат работнику в сумме 550 200 руб. составляет:

  • в 2011 г. - 157 420 руб. (463 000 руб. х 34% - ведь в 2011 г. надо было облагать только выплаты в пределах 463 000 руб. за год);
  • в 2012 г. - тоже 157 420 руб. (512 000 руб. х 30% + (550 200 руб. – 512 000 руб.) х 10%).

Об этом мы уже подробно говорили в одном из номеров нашего журнала (, ).

Теперь давайте посмотрим, что же поменялось внутри тарифа пенсионных взносов.

Внимание

Тариф пенсионных взносов делится теперь на солидарную и индивидуальную части.

С 2012 г. появляется солидарная часть тарифа. За счет нее будут финансироваться расходы Фонда, не связанные с выплатами за счет пенсионных накоплени йст. 3 Закона № 167-ФЗ .

За счет солидарной части, к примеру, будут выплачиваться трудовые пенсии в фиксированном базовом размере, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров (если на день смерти они не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

То есть деньги, уплаченные за работника по солидарному тарифу, никак не повлияют на размер его будущей пенсии.

Другая часть тарифа страховых взносов называется индивидуальной. За счет нее и формируются суммы, учитываемые на индивидуальном лицевом счете работника. И исходя из них будет определяться расчетный пенсионный капитал, а также размер накопительной части трудовой пенсии работник аст. 3 Закона № 167-ФЗ .

Деление тарифа на солидарную и индивидуальную части не отменяет деления тарифов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. По-прежнему на накопительную часть пенсии надо начислять взносы только с выплат тем, кто родился в 1967 г. или позже.

Выплаты, включаемые в базу для начисления страховых взносов, на одного работника в течение года Базовый тариф взносов в ПФР на 2012 г.ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Не превышающие 512 000 руб.:
- для лиц 1966 года рождения и старше 22%, из них:
- 6% - солидарная часть;
- 16% - индивидуальная часть
-
- для лиц 1967 года рождения и моложе 16%, из них:
- 6% - солидарная часть;
- 10% - индивидуальная часть
6% - индивидуальная часть
Свыше 512 000 руб. 10% - солидарная часть -

Появление солидарной части тарифа вызвало как минимум два вопроса.

Первый вопрос - надо ли перечислять взносы по солидарной части тарифа отдельной платежкой? Пока для них не появился отдельный КБК, логичнее делать платежки по-старому: с делением лишь на страховую и накопительную части.

Второй вопрос - как теперь заполнять отчетность в ПФР? Особенно интересно заполнение персонифицированных форм. Пока «пенсионная» отчетность не предусматривает указания «солидарных» взносов. Весьма вероятно, что скоро будут утверждены новые формы отчетности: как персонифицированной, так и РСВ-1 ПФР.

Как вы помните, срок сдачи отчетности в ПФР за I квартал - 15 мая 2012 г. Так что времени для разработки и утверждения новых форм достаточно. Когда эти формы появятся, мы сразу вам сообщим о них.

Некоторые пониженные тарифы тоже изменились

У всех, кто имеет в 2012 г. право на пониженные тарифы, никаких дополнительных ставок страховых взносов не будет. По каждому человеку надо начислять взносы только на облагаемые выплаты, не превышающие 512 000 руб. за го дч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ ; Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 ; ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33 Закона № 167-ФЗ . Причем для многих льготников общая величина тарифов снижена по сравнению с 2011 г. Также появились и новые льготники.

К упрощенцам с льготируемым видом деятельности присоединились аптеки и некоммерческие организации

В 2011 г. упрощенцы, для которых один из видов деятельности, прямо названных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, был основным, могли применять пониженные тарифы. В частности, это те, кто занимается производством, строительством, образованием, здравоохранением, ремонтом бытовых изделий, управлением недвижимостью.

С 2012 г. к ним добавились организации и предприниматели, применяющие упрощенку, основной вид деятельности которы хп. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2012) :

  • <или> транспорт и связь (ОКВЭД 60.xx. xx - 64.xx. xx) - ранее льготируемой была только вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (ОКВЭД 63.xx. xx);
  • <или> розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (ОКВЭД 52.31 и 52.32);
  • <или> производство гнутых стальных профилей (ОКВЭД 27.33);
  • <или> производство стальной проволоки (ОКВЭД 27.34).

Вид деятельности является основным, если доходы по нему составляют не менее 70% в общем объеме доходо в.

В 2011 г. если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности упрощенца переставал соответствовать «льготному», то надо было пересчитывать страховые взносы по общему тарифу с начала периода и доплачивать пен ич. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012) . В 2012 г. норма о пенях удален ач. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; . Что это означает? Что пени платить не нужно? Однако в Законе № 212-ФЗ прямо об этом не сказано. И в то же время есть общее правило: пени платятся всегда, когда взносы уплачены с опозданием. Так что эта поправка может быть чисто технической и вообще ничего не значить. За разъяснениями мы обратились к специалистам Минздравсоцразвития России.

Из авторитетных источников

Заместитель директора Департамента социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

“ Если у организации или предпринимателя, применяющих упрощенную систему, по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности перестал соответствовать «льготному» в 2011 г., то надо пересчитывать страховые взносы по общему тарифу с начала года (с 01.01.2011) и доплачивать пени.

С 1 января 2012 г. норма о пенях удалена из ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗподп. «е» п. 19 ст. 6 Закона № 379-ФЗ . Это означает, что при пересчете страховых взносов за тот или иной период 2012 г. пени платить уже нет необходимост и” .

Как видим, поправку можно отнести к числу благоприятных. Однако говорить об этом уверенно можно будет после того, как Минздравсоцразвития выпустит официальное письмо (которым инспекторы ПФР и ФСС обязаны будут руководствоваться).

Наравне с вышеперечисленными льготниками-упрощенцами в 2012 г. право на пониженные тарифы имеют:

  • аптеки, переведенные на ЕНВД;
  • индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и переведенные на ЕНВД, - в отношении выплат и вознаграждений работникам, занятым в фармацевтик еп. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • упрощенцы - некоммерческие организации (за исключением государственных/муниципальных учреждений), которые занимаются социальным обслуживанием населения, научными исследованиями и разработками, образованием, здравоохранением, культурой и искусством (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массовым спортом. Такие некоммерческие организации имеют право на пониженный тариф в 2012 г. при условии, что по итогам 2011 г. у них не менее 70% доходов составляют целевые поступления, гранты, выручка от льготируемых видов деятельност ип. 11 ч. 1 , ч. 5.1 , 5.2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • благотворительные организации, применяющие упрощенк уп. 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

Все упомянутые льготники вообще не должны платить в 2012 г. взносы в ФСС и ФФОМС. Платить надо только взносы в Пенсионный фонд.

Тарифы взносов на 2012 г. для упрощенцев-льготников, аптек на ЕНВД и других льготников, перечисленных в пп. 8, 10- 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
Пенсионный фонд РФ ; п. 12 ст. 33 Закона № 167-ФЗ ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии
20%, из них:

- 1
- 0 0
14%, из них:
- 4% - солидарная часть тарифа;
- 10% - индивидуальная часть тарифа
6% - индивидуальная часть тарифа

Поскольку льготники не платят взносы в ФСС, им придется возмещать из Фонда суммы пособий, выплаченных работникам по больничным листам. То есть ситуация складывается такая же, как и у упрощенцев в 2010 г. Следовательно, опять надо ждать изменений формы-4 ФСС РФ.

Появились новые льготники с тарифом 14%

Пополнился список тех счастливчиков, которые могут платить взносы по совокупному тарифу 14 %ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ . В 2011 г. такой тариф применялс япп. 4- 6 ч. 1 , ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012) :

  • российскими IT-компаниями (кроме резидентов технико-внедренческих особых экономических зон). Кстати, с 2012 г. для них смягчены требования к применению льготы по средней численности работнико вп. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ : вместо 50 человек достаточно 30;
  • хозяйственными обществами (ООО и АО), созданными после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями и вузам ип. 4 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • резидентами технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ).

Кластер - совокупность особых экономических зон, определенная Правительством РФ, которыми управляет одна управляющая компани яп. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 № 365-ФЗ ; ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» .

С 2012 г. к льготникам добавилис ьп. 5 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ :

  • резиденты промышленно-производственных ОЭЗ;
  • резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства в кластер.
Категория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) Тарифы взносов на 2012 г. для IT-компаний; хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и вузами после 13.08.2009; резидентов технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ, а также туристско-рекреационных ОЭЗ
Пенсионный фонд РФ (суммарный тариф - 8%)подп. 4- 6 п. 4 , п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ Фонд социального страхования РФч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ Федеральный фонд обязательного медицинского страховани яч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии на накопительную часть пенсии
Лица 1966 года рождения и старше 8% - индивидуальная часть тарифа - 2% 4%
Лица 1967 года рождения и моложе 2% - индивидуальная часть тарифа 6% - индивидуальная часть тарифа

Сельхозпроизводители и «инвалидные» организации: тот же тариф 20,2%

Как и в 2011 г., совокупный тариф 20,2% установлен для следующих категори йч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ :

  • любых работодателей в части выплат инвалида мп. 3 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ - если они не имеют права на более низкую ставку;
  • плательщиков ЕСХН и сельхозпроизводителе йпп. 1 , 2 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ , которые могут применять ЕСХНКатегория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) Тарифы взносов на 2012 г. для любых организаций по выплатам инвалидам; для сельхозпроизводителей и плательщиков ЕСХН; для «инвалидных» организаций и созданных ими социально ориентированных учреждений Пенсионный фонд РФ (суммарный тариф - 16,0%)подп. 1- 3 п. 4 , п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ Фонд социального страхования РФч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ Федеральный фонд обязательного медицинского страховани яч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ на страховую часть пенсии на накопительную часть пенсии Лица 1966 года рождения и старше 16,0% - индивидуальная часть тарифа - 1,9% 2,3% Лица 1967 года рождения и моложе 10,0% - индивидуальная часть тарифа 6,0% - индивидуальная часть тарифа

    Как видим, если в обычной организации есть работник-инвалид, то на выплаты ему страховые взносы надо начислять по пониженным ставкам.

    Особые тарифы для инжиниринговых организаций

    Организации, оказывающие инжиниринговые услуги, попали в число льгот-ни- ков-2012. Правда, их пониженные тарифы отличаются от базовых лишь тем, что не нужно платить взносы с выплат, превышающих 512 000 руб. на человек ап. 13 ч. 1 ст. 58 , ч. 3.5 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; подп. 13 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ . То есть для них нет дополнительной ставки взносов в Пенсионный фонд.

    Инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции, работ, услуг; подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги)п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Чтобы иметь право на пониженные тарифы в 2012 г., инжиниринговые организации должны соответствовать ряду требовани йч. 5.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ :

    • доля доходов от инжиниринговых услуг за 9 месяцев 2011 г. должна составить не менее 90% всех доходов;
    • средняя численность их работников за 9 месяцев 2011 г. должна быть не менее 100 человек;
    • самое интересное - требуется получить у экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам положительное заключение. Информация о том, что у организации есть такое заключение, должна быть во внебюджетных фондах не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодо мп. 3 ч. 5.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Пониженные тарифы для СМИ немного повысились

    Для средств массовой информации (за исключением СМИ рекламного или эротического характера) совокупный тариф страховых взносов в 2012 г. повышаетс яп. 7 ч. 1 , ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ на 1%. Впрочем, такое повышение было запланировано еще год назад. Кроме того, внутри пенсионного тарифа выделяется солидарная часть.

    И еще одно изменение, касающееся средств массовой информации. Из Закона № 212-ФЗ убрали упоминание о том, что они при утрате права на пониженные тарифы в течение года надо платить пен иподп. «е» п. 19 ст. 6 Закона № 379-ФЗ . Осталась только норма о том, что надо пересчитать взносы по общим (нельготным) тарифам с начала отчетного (расчетного) периода, то есть с начала год ач. 1.3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Перед нами - очередная перетасовка тарифов страховых взносов. Практически для всех льгот-ни- ков-2011 поправки благоприятные.

    Изменение тарифов взносов означает, что потребуются новые формы отчетности по страховым взносам - по крайней мере, по взносам в ПФР. Так что бухгалтеров ждут новые сюрпризы. А еще неприятные новости ожидают тех, у кого работают временно пребывающие иностранцы. Об этом - в нашей следующей статье.

С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов произошло существенное повышение тарифов страховых взносов. В общем случае, налоговая нагрузка на налогоплательщиков составит 34%.

Важно, что нововведения касаются не только работодателей, находящихся на общей системе налогообложения, а также и организаций, применяющих УСН и ЕНВД.

Упрощенцев в 2011 году ожидает повышение взносов в Пенсионный фонд с 14% до 26%. Также организации, применяющие спецрежимы, с 1 января 2011 года обязаны производить уплаты в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования (3,1% и 2,0%), в Фонд Социального страхования Российской Федерации (2,9%). Таким образом, суммарная нагрузка на «упрощенцев» возрастает с 14 до 34 процентов.

Пенсионный фонд Фонд медицинского страхования Фонд социального страхования Итого

Сумма взносов

Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе ФФОМС ТФОМС
Страховая часть Страховая часть Накопительная часть
Общий режим 26 20 6 3,1 2 2,9 34
Плательщики, применяющие УСН
Плательщики переведенные на ЕНВД
Организаций, осуществляющих деятельность в области СМИ (за искл. реклама и эротика) 20 14 6 1,1 2 2,9 26
Организации и ИП, указанные в статье 58 часть 1 п. 8 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (изменения от 28.12.2010 N 432-ФЗ) * 18 12 6 3,1 2 2,9 26
Начисления инвалидов и общественных организаций инвалидов 16 10 6 1,1 1,2 1,9 20,2
Плательщики, применяющие ЕСХН
Сельскохозяйственные товаропроизводители
Организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой зоны 8 2 6 2 2 2 14
Хозяйственные общества, созданные после 13.08.09 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с 127-ФЗ
Организации осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, БД

* для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:
а) производство пищевых продуктов;
б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
в) текстильное и швейное производство;
г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
д) обработка древесины и производство изделий из дерева;
е) химическое производство;
ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;
з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
и) производство готовых металлических изделий;
к) производство машин и оборудования;
л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
м) производство транспортных средств и оборудования;
н) производство мебели; о) производство спортивных товаров;
п) производство игр и игрушек;
р) научные исследования и разработки;
с) образование;
т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;
у) деятельность спортивных объектов;
ф) прочая деятельность в области спорта;
х) обработка вторичного сырья;
ц) строительство;
ч) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
ш) удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
щ) вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
ы) предоставление персональных услуг;
э) производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
ю) производство музыкальных инструментов;
я) производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
я.1) ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
я.2) управление недвижимым имуществом;
я.3) деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
я.4) деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
я.5) деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
я.6) деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
я.7) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пунктах 5 и 6 настоящей части

В 2010 году страховые взносы начисляются на выплаты в пользу застрахованных лиц до того момента, пока сумма этих начислений не превысит 415 000 рублей. Выплаты рассчитываются нарастающим итогом с начала года (часть 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2010 г. № 212-ФЗ).

Причем было установлено, что указанный предел ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы. А размер данной индексации определяет Правительство (часть 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Недавно в этот порядок были внесены изменения Законом от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ.

Теперь Правительство устанавливает не только коэффициент индексации, но и конкретный размер предельной величины базы. Правда, ориентироваться оно при этом также будет на рост средней заработной платы. На 2011 год указанные коэффициент и лимит уже известны: индексация проведена на 1,1164, а размер базы составит 463 000 рублей (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933).

Отметим еще один немаловажный момент, связанный с порядком округления лимита. Если предельную базу проиндексировать на установленный коэффициент, то получится 463 306 рублей (415 000 руб. х 1,1164). Лимит на 2011 год, как мы видим, несколько меньше. Это объясняется тем, что сумму 500 рублей и более нужно округлять до полных тысяч, а менее 500 рублей - отбрасывать.

Тарифы страховых взносов

Как известно, с 1 января 2011 года общий тариф взносов для всех страхователей составит 34 процента (часть 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Разбивка по фондам при этом будет следующая:

  • в Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;
  • в ФСС РФ — 2,9 процента;
  • в ФФОМС - 3,1 процента;
  • в ТФОМС - 2,0 процента.

Закон № 272-ФЗ внес существенные изменения в размеры тарифов, которые планировались на 2011 год: перечень льготных категорий страхователей был расширен. Пониженные тарифы имеют право применять:

  • сельскохозяйственные товаропроизводители;
  • организации и индивидуальные предприниматели на ЕСХН;
  • плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений.

Указанные организации и предприниматели будут уплачивать взносы в 2011-2014 годах в следующих размерах (часть2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2011 год

2012 год

2013-2014 годы

Но это еще не все льготники.

В 2011- 2019 годах право платить страховые взносы в меньшем размере получили следующие категории:

  • хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями;
  • организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на указанной территории;
  • организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны).

Для указанных организаций тарифы в переходный период будут такие (часть 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2011 год

2012-2017 годы

2018 год

2019 год

Причем для каждой из категорий предусмотрены определенные, достаточно жесткие требования, при соблюдении которых они имеют право на указанные тарифы. В случае несоответствия этим требованиям компания вынуждена будет платить взносы в размере 34 процентов.

Важно

Контроль за соблюдением обоснованности применения тарифов некоторыми льготниками фонды смогут осуществлять с помощью налоговых органов. Дело в том, что за налоговиками теперь закреплена обязанность представлять по запросу Пенсионного фонда и ФСС необходимую для этого информацию. А кроме того, налоговым органам предоставлено право участвовать вместе с органами контроля в выездных проверках для осуществления такого контроля (п. 5, 6 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов также снижены для некоторых видов деятельности в области средств массовой информации (Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ). Для того, чтобы иметь право на применение пониженных тарифов, придется подтвердить основной вид экономической деятельности.

В 2011-2014 годах, при условии подтверждения основного вида экономической деятельности указанные плательщики вправе применять следующие тарифы:

Наименование Фонда

Выплаты в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами

Рассмотрим другие изменения Закона № 212-ФЗ (в редакции Закона № 339-ФЗ). Для начала остановимся на тех нормах, которые по большому счету носят уточняющий (технический) характер.

Документ дополнен статьей 5.1, которая устанавливает правила для представителей плательщиков страховых взносов. Как и во всех других правоотношениях, уполномоченное представительство будет осуществляться на основании доверенности. Без нее от имени юридического лица вправе действовать лицо, уполномоченное учредительными документами (например, директор).

Теперь перейдем к более существенным поправкам. В разряд облагаемых взносами попали компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников (подп. «и» п. 2 часть 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Причем ранее Минздравсоцразвития разъясняло, что такие выплаты не подлежат включению в базу по страховым взносам (письмо от 19 мая 2010 г. № 1239-19). Что касается компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении, то здесь никаких изменений не произошло. Указанная выплата как и прежде облагается взносами (подп. «д» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2011 года компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, будет включаться в базу по страховым взносам (подп. «и» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

С 1 января 2011 года объектом обложения страховыми взносами будут признаваться выплаты и вознаграждения, которые производятся в рамках трудовых отношений (часть 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). В старой редакции Закона № 212-ФЗ указывалось, что облагаются исключительно выплаты, предусмотренные трудовым договором.

Чиновники же на протяжении всего 2010 года поясняли, что взносами следует облагать все выплаты работнику независимо от того, предусмотрены они в указанных документах или нет. Главное, чтобы они были произведены в рамках трудовых отношений. Исключение составляют выплаты, перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития России от 23 марта 2010 г. № 647-19, от 19 мая 2010 г. № 1239-19).

Установлены иные сроки сдачи отчетности

Важное изменение касается переноса сроков сдачи отчетности. Теперь отчетность в ПФР нужно сдавать не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Ранее этот срок был установлен до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). Таким образом, отчетность за 2010 календарный год страхователям необходимо представить не позднее 15 февраля 2011 года, а за 2011 год - не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 года и 15 февраля 2012 года. На основании этого ждем соответствующих изменений в форму РСВ-1 (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н).

Обращаем ваше внимание, что, согласно новой редакции закона, одновременно с этим расчетом организация обязана будет представлять сведения о каждом работающем застрахованном лице. Речь идет о персонифицированных сведениях.

Аналогичные изменения о сроках внесены в Закон № 27-ФЗ. Если ранее предполагалось, что в 2011 году сведения персонифицированного учета нужно будет сдавать также поквартально, но в другие сроки до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года, то теперь, как уже было сказано, эти данные следует представить вместе с расчетом в Пенсионный фонд.

Что касается расчета в ФСС, то его нужно будет сдать не «до 15-го числа» календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а «не позднее 15-го числа» указанного месяца. Форму-4 ФСС РФ (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 871н). Таким образом форму необходимо будет подать не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 года и не позднее 16 января 2012 года.

Напомним, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за 2010 год превысит 50 человек, сдают отчетность в фонды в электронной форме.

Уточнение платежа и правила зачета взносов

Уточнение платежа. Новой редакцией закона установлено: если плательщик обнаружит ошибку в поручении, которая не повлекла непоступление денег в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату взносов (п. 4 часть 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

По предложению органа контроля или плательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных взносов. Результаты такой сверки оформляются актом.

На основании данного заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) орган контроля принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов, причем орган контроля должен уведомить плательщика в течение пяти дней после принятия данного решения. Кроме того, органы ПФР и ФСС вправе затребовать у банка копию платежки на перечисление взносов. Кредитная организация обязана ее представить в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования (часть 10 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

После этого фонды проведут пересчет пеней за период со дня фактической уплаты взносов в бюджет до дня принятия органом контроля указанного решения. Рассмотренный порядок уточнения платежа применяется также в отношении пеней и штрафов (часть 12 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

В связи с поправками интерес вызывает постановление ФАС Поволжского округа от 15 сентября 2010 г. № А55-38937/2009. Суть спора заключалась в том, что компания перечислила взносы, но при этом неправильно указала КБК в платежном поручении. И Пенсионный фонд посчитал обязанность организации по уплате неисполненной. Это объяснялось тем, что в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов существует особенность. Она не считается исполненной, если в платежном поручении указан неверный КБК (ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Действительно, законом не установлен порядок уточнения платежа. Однако в Бюджетном кодексе указано, что в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, Пенсионный фонд как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то что это прямо не предусмотрено Законом № 212-ФЗ.

Зачет взносов. Теперь прямо закреплено право организации на зачет перерасхода по пособиям в счет предстоящих платежей по страховым взносам, но только в рамках одного расчетного периода (часть 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Напомним, что такая ситуация возникает в случае превышения расходов на выплату страхового обеспечения над суммой начисленных взносов.

Однако это «нововведение» лишь закрепило позицию ФСС, которую он высказал ранее: нормы действующего законодательства не содержат запрета по выплате пособия в счет предстоящих платежей по страховым взносам в ФСС. Поэтому при превышении суммы расходов на выплату пособий в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов организация вправе:

  • обратиться в территориальный орган фонда за необходимыми средствами на выплату пособий;
  • зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей по взносам в соцстрах (письмо ФСС России от 21 июня 2010 г. № 02-03-13/08-4917).

Еще одна интересная поправка касается пересмотра правил зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей. Если сейчас такой зачет проводится только по заявлению плательщика, то после вступления поправок в силу орган контроля получит право проводить его самостоятельно. Но это не будет препятствием для плательщика подать заявление о зачете или возврате.

Е. Антипова, налоговый консультант

В 2011 году действуют новые ставки по страховым взносам

В 2011 году действуют новые ставки для исчисления страховых взносов. Причем льготные тарифы, предусмотренные для «упрощенки» и ЕНВД, утратили силу...

Как платить взносы в новом году

Напомним, что, согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 г. № 212 - ФЗ, прошлый год для торговых фирм был так называемым переходным периодом. Компании, применяющие общий режим налогообложения, начисляли взносы в общем размере 26 процентов. А вот для тех, кто применял «упрощенку» и и вовсе были специальные в размере 0 процентов по взносам на обязательное социальное страхование на случай и в а также на обязательное страхование. Взносы на обязательное пенсионное страхование фирмы на спецрежимах начисляли по ставке 14 процентов.

С 2011 года все фирмы, производящие выплаты физическим лицам, платят по общим тарифам, независимо от (см. табл).

Тарифы для начисления страховых взносов торговыми организациями в 2011 году

Базу для начисления страховых взносов необходимо определять отдельно в отношении каждого физического лица с начала периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Если выплаты не достигли предельной величины (в этом году, согласно постановлению Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933, она составляет 463 000 руб. вместо прежних 415 000 руб.), то все начисления попадают в облагаемую базу.

Страховые взносы начисляют на вознаграждения физическим лицам по трудовым, авторским, лицензионным и гражданско-правовым договорам (если они не заключены с предпринимателем, адвокатом или нотариусом).

При этом на суммы, выплаченные по гражданско-правовым, авторским и лицензионным договорам, не начисляются страховые взносы по нетрудоспособности и материнству в бюджет России (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Также отметим, что Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ внес изменения в порядок представления отчетности по взносам.

В частности, теперь установлено, что расчеты в Пенсионный фонд РФ (по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование) нужно представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Напомним, что ранее отчетность в ПФР следовало подавать до 1-го числа этого месяца.

Расчеты в ФСС России (по взносам на обязательное на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) теперь сдают не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (а не до 15-го числа этого месяца, как было раньше).

Какие выплаты учитывают при начислении взносов

Итак, по общему правилу страховые взносы начисляются на все выплаты работникам, которые предусмотрены или же действующим коллективным договором, соглашением и локальными нормативными актами работодателя.

Так, страховые взносы начисляют:

1) на суммы оплаты труда: заработную плату, премии, надбавки и т. п.;

2) на материальную помощь, закрепленную трудовым (коллективным) договором, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 11 части 1 статьи 9 Закона № 212 - ФЗ. Это, в частности, единовременная материальная помощь работникам при рождении ребенка. Однако она не может превышать 50 000 руб. и должна быть выплачена в течение первого года жизни ребенка. А также материальная помощь в пределах 4000 руб. на одно лицо за календарный год;

3) на разовые премии, подарки (например, к юбилейным датам, праздникам), если они упоминаются в трудовом (коллективном) договоре с работником. Относительно этого пункта специалисты Минздравсоцразвития России в письмах от 13 августа 2010 г. № 2640-19 и от 6 августа 2010 г. № 2538-19 уточнили порядок обложения страховыми взносами некоторых выплат. Так, облагать взносами следует оплату организацией за своего работника процентов по нецелевому (взятому на потребительские цели, а не конкретно на приобретение или строительство жилья), оплату услуг фитнес - центров для работников, а также не подтвержденные документально расходы и расходы по найму жилого помещения в командировке, компенсацию расходов работника по оплате услуг за пользование им VIP - залом аэропорта.

Признается выплатой в пользу работников в рамках трудовых отношений, по мнению Минздравсоцразвития России, и уплата членских взносов и сумм за получение аттестатов бухгалтеров. А значит, и на эти суммы взносы необходимо начислить (письмо от 5 августа 2010 г. № 2519-19). Также чиновники разъяснили, что облагать взносами следует и компенсацию стоимости найма жилья, выплачиваемую работнику, переехавшему в другой город для работы в организации, поскольку эти суммы не относятся к возмещению расходов работника на переезд.

Не все выплаты надо учитывать

Исключить из облагаемой базы можно те суммы выплат, которые отдельно оговорены в статье 9 Закона № 212-ФЗ. Но не только. >|Не облагаются страховыми взносами все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм, определенных законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).|<

Следует отметить, что, исходя из анализа норм части 1 статьи 7 Закона № 212 - ФЗ, не облагается страховыми взносами и ряд других выплат физическому лицу.

А именно:

Выданные работнику подотчетные суммы на приобретение материальных ценностей;

Материальная помощь членам семьи умершего работника (письмо Минздравсоцразвития России от 1 марта 2010 г. № 426-19);

Подарки работникам, переданные по (письма Минздравсоцразвития России от 12 августа 2010 г. № 2622-19, от 6 августа 2010 г. № 2538-19);

Выплаты членам совета директоров по решению общего собрания акционеров (письма Минздравсоцразвития России от 7 мая 2010 г. № 1145-19, от 1 марта 2010 г. № 421-19);

Выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход или вещных прав на имущество, а также по договорам передачи имущества в пользование (ч. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Например, это выплаты по аренды, ссуды, займа и т. п. При этом, если впоследствии работнику будет прощен долг (полностью или частично), на сумму придется начислить страховые взносы (письмо Минздравсоцразвития России от 21 мая 2010 г. № 1283-19).

Вознаграждения в пользу гражданина (лица без гражданства), если суммы ему выплачивают: по трудовому договору, согласно которому местом работы лица является обособленное подразделение российской организации за пределами РФ; по гражданско-правовому договору на выполнение работ или оказание услуг, исполнение которого происходит не на территории РФ.

Далее отметим такой момент. Не облагаются страховыми взносами некоторые выплаты работникам, связанные с выполнением не трудовых, а государственных или общественно значимых обязанностей. А также некоторые социальные выплаты.

Обычно в трудовом договоре такие выплаты не упоминаются, но торговая организация обязана начислить их в силу закона.

Например, это:

Средний заработок работникам-донорам за дни сдачи крови и дни отдыха в связи с этим;

Средний заработок за время призыва работника на военные сборы;

Средний заработок работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного обследования и др.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете суммы взносов отражают на соответствующих субсчетах к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Для наглядности рассмотрим конкретный пример.

Пример.

Торговая фирма ООО «Солнышко» в январе 2011 года исчислила обязательные страховые взносы. Суммы рассчитанных взносов приведены в таблице 2.

Расчет взносов, начисленных в январе 2011 года

Должность

Год рождения работника

Налоговая база за январь, руб.

Взносы в ПФР

Взносы в ФСС России, руб.

Взноcы в ФСС от несчастных случаев, руб.

Взносы в ФФОМС, руб.

Взносы в ТФОМС, руб .

страховая часть, руб.

накопительная часть, руб.

Директор

Главный бухгалтер

Менеджер торгового зала

Заведующий складом

Работник по гражданско-правовому договору

Рассмотрим бухгалтерские записи:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 70

275 000 руб. - начислена работникам;

ДЕБЕТ 44

КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии»

66 400 руб. - начислены взносы в Пенсионный фонд РФ (страховая часть пенсии);

ДЕБЕТ 44

КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии»

5100 руб. - начислены взносы в Пенсионный фонд РФ (накопительная часть пенсии);

ДЕБЕТ 44

КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам в ФФОМС»

8525 руб. - начислены обязательные страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

ДЕБЕТ 44

КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам в ТФОМС»

5500 руб. - начислены обязательные страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

ДЕБЕТ 44

КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности в ФСС России»

5800 руб. - начислены взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России;

ДЕБЕТ 44

КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам в ФСС России от несчастных случаев»

400 руб. - начислены взносы в ФСС России по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

А если фирма на спецрежиме?

В том случае, если фирма работает на «упрощенке» с объектом «доходы», она может воспользоваться налоговым вычетом.

Исчисленную сумму налога (авансовых платежей по налогу) можно уменьшить в том числе на сумму обязательных страховых взносов, уплаченных (в пределах сумм) за этот же период времени (п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ).

На это обратили внимание и чиновники в письме от 12 мая 2010 г. № ШС-17-3/210. Однако сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Компании, выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», эти же суммы страховых взносов учитывают в составе налоговых расходов (в пределах начисленных сумм).

Помните: при переплате взносов можно учесть только начисленную сумму, при недоплате во внимание принимаются фактически уплаченные суммы.

Фирмы на ЕНВД по итогам налогового периода уменьшают «вмененный» налог на сумму страховых взносов, исчисленных за этот же квартал и фактически уплаченных к моменту представления в налоговые органы декларации по ЕНВД (п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ). >|Даже если на дату подачи декларации по ЕНВД фирма не успела уплатить страховые взносы, она не теряет право на налоговый вычет. Для этого надо подать уточненную декларацию, уменьшив исчисленный ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов за этот же налоговый период (письмо от 22 июля 2009 г. № 03-11-06/3/193).|<

При этом сумма «вмененного» налога также не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «avon-website.ru»