Право не ходить в школу: семейное образование как альтернатива классному. Семейное обучение как альтернатива школе Какие формы обучения предусматривает законодательство

Подписаться
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:

Когда-то мне попалась на глаза одна цитата, и в ней я нашла все то, что чувствовала о школе – и поняла, что об этом нужно говорить. Чтобы и другие, которые живут так, как принято, могли задуматься. Остановиться. Вдохновиться.

«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Ребёнку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому всё устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде…

И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.»

Адольф Ферьер (начало XX века, Швейцария)

Я все время задаю себе один вопрос. Бог дал мне ребенка. Для того, чтобы я занималась его светским образованием и учила его, как заработать деньги? Для того, чтобы я сдавала его как в камеру хранения куда-то и продолжала делать свои супер-важные дела? Для того, чтобы я гордилась его пятерками по химии? Для того, чтобы он мне в старости стакан воды принес? Или чтобы им посуду мыть и в комнате убрать?

Или же ребенок дан мне для того, чтобы сперва я сама нашла ответы на свои внутренние вопросы, а потом рассказала ему? Чтобы я помогла ему взрастить в себе лучшие качества характера? В Шримад-Бхагаватам вообще говорится, что пока человек не уверен, что сможет избавить душу ребенка, приходящую к нему, от круговорота рождения и смерти, он не должен становиться родителем. Раньше вообще вот так серьезно вопрос ставился.

Поэтому для меня ценен каждый миг нашей жизни с детьми. То место, где они проводят больше времени, влияет на них сильнее всего. Люди, с которыми они общаются больше и глубже, определяют их ценности и путь. И я не хочу рисковать и засовывать детей в генератор случайных чисел под названием «школа». Это же не казино, чтобы смотреть, выиграла ты или проиграла, получилось или нет, оправдан ли риск. Ставки слишком высоки, чтобы ими так разбрасываться. Для меня души детей важнее, чем система и правильность.

Когда-то я думала, что только у нас так, что где-нибудь школы лучше. Я ошибалась. Принцип везде один. И почти в каждой стране система школ устаревшая, полезного в них дается не так много, зато где-то психике ребенка наносится хотя бы меньший вред. Но все же есть единичные школы, которые вдохновляют. Школы, которые могли бы быть полезными. Школы, в которые я могла бы отдать своих детей, если бы такие были рядом.

Какие школы были бы полезны?

  • Школы с настоящими учителями.

Такими, как Шалва Амонашвили. Любящими детей всем сердцем, любящими свое дело. Счастливыми и гармоничными личностями, у которых есть чему учиться. Но много ли таких учителей?

  • Школы с раздельным обучение мальчиков и девочек.

Так всегда было раньше. И лишь сейчас, потому что это выгоднее, потоки объединили. Хотя учить их нужно разному и по-разному. Да и при наличии в классе человека другого пола учиться сложнее. Именно учиться. Да и сохранять целомудрие, и ясность ума – тоже.

  • Домашние школы.

Где несколько детей обучаются вместе, с любовью и пониманием их особенностей и различий. Такие школы сейчас зарождаются. В них много любви, но к сожалению, слишком много и особенностей.

  • Духовные школы.
    Как это было еще несколько сотен лет назад – школы при монастырях, храмах, гурукулы. Этого знания и опыта сейчас мало. А нужно оно всем и ежедневно. Существуют воскресные школы, и это уже хорошее дополнение к обычному образованию. Но этого недостаточно – слишком редко и мало в сравнении с остальным. Скажу честно, в хорошую гурукулу я бы с удовольствием мальчиков водила – хотя бы год-два-три.
  • Школы мастерства.
    Музыкальные, художественные, танцевальные. Не в сегодняшнем их виде, конечно. Где дети собирали бы не по возрасту и району, а по интересам. Где им было бы радостно делать что-то вместе, делиться, обмениваться.
  • Школы будущих и матерей.
    Вот этого очень не хватает. Но такая школа и не может быть массовой, в большей степени такая школа должна существовать в каждом доме, где есть маленькая девочка. Но увы – маме же некогда заниматься ерундой, а дочь должна получить «нормальное» образование.
  • Школы настоящих мужчин.
    Место, где мальчики получили бы нужную физическую подготовку, знания, необходимые для жизни, и смогли бы развить нужные качества. Где же такие школы? Их практически нет.

Но есть и другая альтернатива школам. Домашнее, семейное обучение или анскулинг – жизнь без школы – новое, достаточно модное течение. Его можно организовать по-разному. У него есть плюсы и минусы. Давайте расскажу, как я это вижу.

Как можно организовать домашнее обучение?

  • Учителя, приходящие из школы каждый день

Есть такая возможность; я знаю, что многие ей пользуются. Такое бывает и бесплатно, если у ребенка есть проблемы со здоровьем. Но уверена, что можно с теми учителями, которые вам нравятся, договориться лично.

  • Репетиторы по разным предметам

Можно по каждому предмету пригласить по учителю – выйдет в кругленькую сумму. Да и я не вижу в этом необходимости. Мне кажется, репетиторы нужны именно по самым любимым предметам, которые ребенку наиболее интересны.

  • Подготовка в течение месяца к экзаменам

Многие родители говорили о том, что годовую школьную программу ребенок в среднем может освоить за месяц-два интенсивных занятий. И в конце года сдает нужные экзамены. Когда все остальное время он делает то, что хочет, а потом – занимается с педагогом, например. Это будет дешевле, чем приглашать педагога каждый день, не так растянуто по времени, и остаётся возможность развиваться в других местах.

  • Сдать сразу экзамены за много лет

Немногие знают, но в нашей стране вы можете прийти в школу и сдать экзамен за любой класс. То есть если вы никогда никуда не были прикреплены, но придете и сдадите сразу все нужные ЕГЭ, то вам выдадут аттестат. То есть можно не сдавать каждый год одно и то же под разным соусом, а сделать это лишь однажды. Хотя это требует больше осознанности от родителей.

  • Самостоятельно учить

Я знаю мам, которые сами берут учебники и проходят их с детьми шаг за шагом. Подойдет не всем, ведь даже уроки с детьми сделать – это испытание. А учить от и до – это же сколько терпения нужно!

  • Интернет-сайты для школьников

Я слышала уже несколько раз, что есть школы, в которых уже организовано обучение через интернет. Там у ребенка и задания, и планы, и экзамены. В зарубежных школах так уже много где, вот и в России встречается. А кроме того много сайтов для школьников, где они могут решать примеры, делать задания, получать практику и теорию нужных предметов. Тут, конечно, нужно очень аккуратно – в интернете ведь столько всего не очень полезного для детей.

  • Кружки по интересам

Это ответ, скорее, на вопрос о том, где брать общение и как вообще дома все время сидеть. Я за то, чтобы дети общались – там, где есть дети с такими же увлечениями. Например, художественные, музыкальные, хореографические школы и так далее, при условии, что ребенок сам готов туда ходить и ему нравится. Есть еще спортивные секции, творческие мастерские и другие менее «строгие» заведения, где все не настолько серьезно и сложно.

То есть выбирать любые варианты нужно исходя из ваших возможностей и потребностей ребенка. Чего хочется именно ему, что подходит именно вам, какие таланты у него есть.

Какие плюсы есть у анскулинга?

  • Гибкость .

Программа подстроена под ребенка, его интересы и способности.

Ребенок может выбирать, когда, чем и как глубоко заниматься. Главным становится он сам. То есть образование для ребенка, а не ребенок для образования.

Гибкость и графика, и программы.

  • Возможность выбирать общение.

Может быть, ребенку гораздо интереснее дружить с теми, кто старше? Или наоборот с более младшими? Или с музыкантами, художниками? Такая возможность есть, когда ты сам выбираешь свое общение.

  • Минимум стресса для ребенка и родителей

Интересное наблюдение слышала от многодетной мамы, дети которой учатся дома. О том, что стресса в доме нет, с тех пор, как дети перестали ходить в школу. Больше нет утренней спешки, и вместо нее – семейный долгий завтрак, нет и необходимости детей усиленно будить, выгонять из дома. А дети при этом учатся! Еще и сами! Сидят, читают, решают задания.

  • Не надо детей засовывать в некую формочку, которую непонятно кто придумал

Наши страхи “что люди подумают” очень сильно обостряются в школе, там о нас больше всякого подумать могут, да и, конечно, подумают. Система для того и создана. На ребенка в системе накладывается много разных условий, многие из которых только кажутся разумными и правильными.

  • Много свободного времени

У ребенка высвобождается много времени. И вы можете сами решить, что с этим делать, чем он может заняться. Развитием способностей, талантов, или просто иметь время для того, чтобы побыть ребенком и просто поиграть. Многие родители сейчас убеждены, что свободное время – это плохо. Но гораздо хуже, когда его совсем нет с самых детских лет.

  • Нет лишних сравнений и соревнований

В школе без этого никак. Худшие и лучшие, пятерки и тройки, кто быстрее – и так далее. Детей сравнивают по оценкам, способностям, приводят одних в пример, других в анти-пример. Дома вы можете без всего этого обойтись. И достаточно легко.

  • Можно учить тому, чему хочется, и не бояться, что кто-то это испортит

Многие мамы говорят, что какой смысл учить ребенка нравственности, если в школе ему объяснят, что это – прошлый век? Точно так же любое духовное знание в школах будет обесценено.

Но если вы учите ребенка дома, то именно вы решаете, что основное, а что – дополнительное. И вы можете обращать больше внимания на то, что, по вашему мнению, в жизни ребенку пригодится больше.

Например, на кулинарию.

  • Сохраняется любознательность.

Все знания ребенок получает именно тогда, когда он к этому готов. Ему правда интересно узнать, как и почему все это работает. Он сам ищет ответы на свои вопросы, спрашивает родителей, знакомых.

Интересный способ слышала от одних родителей. Детей у них много, поэтому очень важные вещи объясняются только кому-то одному и по секрету. А всем остальным говорят, что это тайная информация, и ей владеет только вот этот человек. И все. Они сами находят знание, добывают его, осваивают – и пользуются.

  • Больше времени и внимания уделить тому, что нравится

В интернете есть одно интересное видео, подросток рассказывает о том, как он учится без школы. Его страсть – горные лыжи. И он через горные лыжи изучает все остальное, может ли нам такое прийти в голову? Нет. Как это связано? Причём тут горные лыжи? А для него они являются ключиком, запускающим его интерес и вдохновение, которые потом направляются на изучение других предметов. В школе тратить время на поиск ключика к каждому – некогда. Да и не рационально – как потом их всех учить? А дома – можно.

  • Возможность кормить ребенка так, как вы хотите.

Кому как, но в обычной школе вегетарианцу непросто. Я знаю, я часто бывала в обычных столовых, где каждый пытается засунуть в тебя котлету. Питаться приходилось булками. Все остальное было мясным. Сейчас я могу кормить детей домашней, полноценной, вегетарианской едой в течение дня. И при этом никакие добрые тети не могут их уговорить скушать колбаску. Неплохой бонус анскулинга.

  • Время для спорта и творчества

Когда свободное время есть, его можно направить на важные вещи. Например, на спорт для мальчиков. На творчество и домашние искусства для девочек. Это все может стать обычным фоном жизни, а не исключительным занятием раз в неделю. Интересная вещь. Мне казалось раньше, что наши дети никаким спортом не занимаются. Мы ведь никуда их специально не возим, а потом удивилась. Каждый день они проводят в бассейне в среднем 4-5 часов. Иногда больше, иногда меньше. Они ныряют, тренируют задержку дыхания, пробуют разные стили плавания. Каждый день в течение уже нескольких лет. При этом, если ребенка дважды в неделю возят в бассейн в городе на часовые занятия (плюс еще час-два на дорогу туда-сюда), считается, что он занимается плаванием. Вот так обманывает нас собственный мозг.

  • Настоящие глубокие отношения

Когда ребенок учится дома, у родителей, вместе с родителями, ваши связи становятся сильнее и прочнее.

Вы просто чаще видитесь, чаще общаетесь, у вас больше совместных приключений и переживаний. И это очень положительно сказывается на ваших отношениях. Ребенок привязан к вам, а не к социуму незрелых ровесников. И это – здорово.

  • Ребенок учится жить в семье.

Обычный школьный ребенок жить в семье не умеет, ему там становится неуютно и непонятно. И контакта глубокого нет, да и привык, что развлекают, отвлекают, занимают. А в семье другие законы действуют. И домашнее обучение учит еще и тому, как жить в семье. Просто так учит, мимоходом. Но такому важному и полезному навыку.

  • Меньше болезней

Это очень важно для детей со слабым иммунитетом. Здоровье детей в школе всегда падает. Там процветают вирусы, бактерии, эпидемии в формате одной школы. Дети всем этим обмениваются, болеют, заражают друг друга. Когда ребенок учится дома, он гораздо реже болеет. Опыт многих семей это подтверждает. А кроме того здесь не придется «рисовать» липовые прививки, если вы их не ставите.

  • Вы сами выбираете, как подавать материал и где ставить акценты.

Например, зачем нужна ребенку биология, если там ничего не говорится о здоровом питании, режиме дня, о том, как о своем здоровье заботиться? Зачем ребенку изучать оторванную от жизни физику, когда можно познавать ее на примерах, ставя простые эксперименты? Вы сами решаете, какие книги ребенку нужно читать сейчас, какие потом, и вы можете ему объяснить, что классическая литература – это не руководство к действию и не эталон. Это просто истории, из которых можно сделать разные выводы. И да, вы можете помочь ребенку сформировать правильные принципы.

  • Возможность путешествовать

Анскулинг открывает возможности не только во время каникул и дольше, чем 2 недели. Возможность пожить в разных странах, зимовать в лете, изучать многие вещи не по книгам, а вживую, осваивать языки, изучать другие культуры.

Можно сказать, что ребенок так вырастет неучем. Но почему-то мне кажется, что на неучей больше похожи те, кто образованием настолько изнасилован, что книг в руки не берет и ничего не изучает сам.

Я знаю примеры детей, которые «поздно» начали читать – лет в 9 или 10. И за несколько лет потом осознанно перечитали не только школьную, но и углубленную программу. С полным пониманием того, что читают – и с огромным интересом. Одну такую девочку я никогда не забуду. Она так искренне восхищалась слогом Достоевского и его описаниями, такой неподдельный интерес и глубина! А ей было всего 13 лет. Я прочитала Достоевского лет в 15-16, и восхищение он вызвал далеко не сразу, а лет этак в 20. И кто из нас неуч?

Но вообще да, предвижу “восторги”. Хорошо этой Валяевой говорить! Сама-то с дипломом и аттестатом, а своих детей растит необразованными и бесперспективными!

Да, у меня и правда есть обычное образование. И даже высшее. Только чего больше мне это дало — пользы или вреда? Была бы я “глупее”, если бы в школу не ходила? А была бы здоровее?

Читать я научилась в 6 лет, еще до школы. Все любимые книги прочитала вне школьной программы и даже вопреки ей: там ведь нужно было читать Чернышевского, а я увлекалась Лермонтовым. Лермонтовым, в школе которого проходили мельком, в отличие от того же Пушкина. И меня заставляли учить Пушкина, хотя я в это время продолжала учить Лермонтова.

Я нигде не пользовалась ни физикой, ни химией, ни историей, ни биологией, которые приходилось зубрить вместо того, чтобы рисовать, писать рассказы и гулять. С географией у меня все было очень плохо, и я в путешествиях открывала себе мир с нуля, или даже с минуса — вопреки школьным знаниям. То же самое было с астрономией – мир оказался гораздо интереснее, чем было в этом скучном учебнике. То же самое было с трудом — школа подарила мне такое отвращение к женским делам и рукоделию, что до сих пор мне это аукается. А ведь изначально мне было интересно и готовить, и шить, и вышивать.

Да, в школе мне повезло с первой учительницей английского, и благодаря ей я язык полюбила. Но что было бы, если бы я дальше изучала язык с хорошей учительницей, в своем режиме и так, как мне интересно, а не долбила одни и те же темы вроде London is a capital of the Great Britain? Насколько лучше сейчас был бы мой язык? Особенно разговорный?

Как, кстати, и моя самооценка, которой так трудно пришлось в школе. Я ведь никуда толком не вписывалась со своей интровертностью. А потом нашла себе образ «своего парня», делала то, что мне самой не нравилось ради того, чтобы получать общение людей, с которыми с тех пор больше не общалась ни разу… То есть многократно саму себя за эти годы предала вообще непонятно ради чего.

Школа дала мне ощущение, что мир это ад, в котором надо выжить, что мужчины тупы, а женщины вероломны. Что всем на всех наплевать. Что таланты твои никому не нужны. Что быть собой это зря потраченное время. Что нужно зарабатывать деньги. И остальное не имеет значения. Что дружбы не существует. Что любовь – тоже сказки. Школа научила меня врать, командовать, ругаться матом, наглости и стремлению к оценкам вместо знания.

Сейчас у нас 90 процентов людей с образованием, из них больше половины еще и с высшим. И что? Счастливых при этом единицы, семей гармоничных тоже крайне мало, единицы и тех, кто сам себя нашел и реализовал. Зато с каждым годом все больше людей ищут свое , и смысл жизни. И кто-то находит себя, а кто-то глушит боль собственной потерянности алкоголем, компьютерными играми и шоппингом. Нужно ли нам такое образование? Или давно пора что-то менять?

И кстати, получить аттестат при необходимости в любом возрасте – несложно. А вот получить базу, которую можно заложить в семейном образовании, как-нибудь потом уже не получится. Увы.

Но чтобы вы не подумали, что анскулинг – это просто, хочу развеять ваши мифы. Он подойдет не всем. Далеко не всем. У него есть достаточно ощутимые минусы.

  • Ответственность только на вас.

Это самый главный и страшный минус. Строго говоря, она всегда на вас, это же ваши дети. Но в школе есть возможность всегда в чем-то плохом обвинить саму школу. Научили там ребенка плохому, испортили. Дома это не пройдет. Все, что в ребенке есть – вложили вы сами.

  • Учиться самим жить иначе и иначе распоряжаться временем.

В привычной картине ребенка сдаешь куда-то на целый день и можно наслаждаться и делать свои дела. А как умудриться жить с ребенком, никуда его не сдавая? Как научиться ему доверять, оставляя его одного дома, например? Или как делать дела вместе с ним (что для него вообще может быть крайне полезно)? Родителям, которые сами учат своих детей, придется измениться. И достаточно сильно.

  • Учиться самим.

Если ребенок учится дома, его родитель должен быть на шаг впереди. То есть мы сами не можем в своем развитии останавливаться, ведь необходимо подавать пример, вдохновлять. Мы должны отвечать на их вопросы, изучать, погружаться. Нет тех, на кого это можно спихнуть. Придется и самим становиться, наконец, образованными, а не пытаться таковыми казаться.

  • Сменить свои приоритеты.

Когда вы сами учите детей, вам нужно отказаться от перфекционизма, гонки за оценками, доводов «это просто надо и все». Вам придется избавляться от вашего собственного школьного багажа – и это будет непросто. Вам нужно будет пересмотреть и свою роль в жизни ребенка, и роль ребенка в вашей жизни. Это не так просто.

  • Принятие.

Вам потребуется огромное принятие. Потому что заставлять – легко, загонять всех в одну форму – легко. А видеть, что каждому ребенку нужно свое, и принимать это – трудно. Ждать, когда у ребенка появится интерес к чтению, сложнее, чем заставить его читать и писать. Принимать его неготовность изучать английский сейчас, сложно. Особенно, когда у всех дети давно уже его учат. Это очень трудно. Зато какой мощный тренинг получается!

  • Вас задолбят.

Все, кто отличается от большинства, получает повышенное внимание. И далеко не позитивное. Приготовьтесь к сотням вопросов, на которые никто не хочет слышать ответы, к мрачным прогнозам, к тому, что вас назовут безответственными сектантами (странно, да? Сознательно выбирать обучение ребенка – это безответственно, а сдать в общую камеру строгого режима – это забота о его будущем). Вам расскажут, что жизнь ребенка вы губите, и так далее, и тому подобное.

Минусы достаточно серьезные. Поэтому я и говорю, что эта система не для всех. Многим было бы проще найти домашнюю школу, пересмотреть свой личный подход ко всему этому, например, не отдавать на продленку и не мучить уроками. Но я уверена, что за анскулингом будущее. Потому что он способен раскрывать потенциал ребенка и укреплять его отношения с родителями.

Входя в анскулинг от отчаяния и не понимания, как иначе дать образование ребенку так, чтобы не покалечить в нем личность, вы выйдете из него совершенно другими людьми. Этот опыт изменит и вас, и ваших детей, и отношения с ними. Это настоящая трансформация, которая достаточно болезненна в процессе.

Таков наш выбор, и каждый делает его самостоятельно. Даже тем, что не делает его, тем самым все равно что-то выбирает. И хорошо, что сейчас для этого есть возможности. В интернете можно найти очень большой опыт родителей, чьи дети не ходят в школу. Прочитать и юридические аспекты, и психологические, и как учить, и чему учить. Но это все вторично. Было бы желание – инструменты найдутся. Вопрос лишь в том, что мы выбираем для своих детей сегодня.

Продолжение следует…

Сайт

Ольга Валяева

"Когда-то необразованными были те, кто не ходил в школу. А сейчас как раз наоборот…"(Французский новеллист Поль Гу).

Многие женщины, когда становятся матерями, решают, что подарят своему ребенку самое главное — детство. Иными словами, не будут ломать его натуру. Не будут заставлять стоять, когда хочется бегать, не будут усаживать, если хочется стоять, не будут загонять домой, когда хочется поиграть на улице. Не будут отмахиваться от его желания получать ответы на свои вопросы. Тем не менее расстановка приоритетов в пользу воспитания в ребенке свободной личности по факту нередко приводит к серьезному конфликту со всей школьной системой образования. Интересно, кстати, что само слово "школа", которое часто ассоциируется с невыспавшимися ночами, подорванным здоровьем, сомнительными знаниями, на самом деле переводится как "досуг".

Школьное образование — сплошные минусы?

Веками дети учились дома. Родители или сами занимались образованием, или нанимали с этой целью специальных учителей и гувернера. Ситуация меняется только с наступлением девятнадцатого столетия, когда на смену тогдашнему домашнему обучению приходят школы в привычном для нас виде. Кстати, современный вид этих школ не критикует, наверное, только ленивый. Прежде всего, школьную систему обвиняют в том, что она отбивает у детей всякую охоту учиться. Материал излагается очень монотонно в чрезвычайно нудной манере. На уроках, где присутствуют по 30 человек одновременно, педагог при всем желании не может разглядеть отдельного ученика. Как следствие, ребенок устает, теряет всякий интерес к учебному процессу.

Учиться же для ребенка естественно. Любой карапуз-дошкольник готов замучить до полусмерти своих родителей вечными "почему" и "зачем". Родители готовы купить любопытному крохе все детские игрушки в Москве , только чтобы остановить поток его вопросов. Тем не менее, сев за парту, любопытство, интерес и жажда получения ответов куда-то исчезает. Почему? Из-за все той же ошибочной системы. Школьник чрезвычайно перегружен всякой бюрократической тягомотиной. А если серьезно, то мы, например, не наблюдаем непосредственной связи между отсчитыванием клеточек между выполненными заданиями и освоением теоремы Пифагора. Одно очевидно: Леонардо да Винчи современными педагогами был бы заклеймен как абсолютно бездарная личность, не способная даже писать слева направо, как это делают все нормальные люди.

Кроме того, система, где один взрослый человек (не всегда с прекрасными нравственными способностями) на много лет становится для маленького человечка Господом Богом приводят к многочисленным дискриминациям и унижениям того ребенка, который рискнул отличаться от других, либо просто не пришелся по нраву классному руководителю… Нервные срывы, сломанная психика, самоубийства — побочные эффекты сегодняшнего образования.

Еще одна примета нашего времени — поломанное здоровье подрастающего поколения. Принудительные отсидки на одном месте, таскание тяжелых рюкзаков, домашние задания до рассвета, психические перегрузки, идеологические часы делают свое дело. Вот список неизбежных спутников наших детей: заболевания органов дыхания, расстройства пищеварения, заболевания костной системы, заболевания органов кровообращения. Так неужели школьное образование наносит только вред? С этим согласятся очень и очень многие.

Домашнее обучение как альтернатива школьному

Так какой выход здесь может быть? Разве что не водить ребенка в школу. Некоторые родители так и делают. Более того, популярность домашнего обучения набирает обороты. Передовыми в этой области являются Канада и США. Так, в Канаде в 1980 г. на домашнем обучении было только лишь около 3 000 детей. В 2003 г. таких детей было уже 77 523, или 3,8% от всего количества зарегистрированных учеников.

В Соединенных Штатах в 1985 г. лишь 50 000 детей обучались дома. В 1993 г. их было уже 300 000. В 2008 г. – несколько миллионов. На сегодняшний день на домашнем обучении находятся от 4,4 до 7,4% всех школьников США. В 2006 году среди северо-американских родителей, которые высказались за перевод своих детей на домашнее обучение было проведено специальное анкетирование с целью выявить их мотивацию. Так вот, такую форму обучения они выбрали, потому что:

  1. Она дает возможность заложить у ребенка свою систему ценностей;
  2. построения плотных и сильных связей между родителями и детьми;
  3. Дает возможность для ребенка общаться со взрослыми и детьми на высшем уровне;
  4. Позволяет избавиться Гарантирует лучшие академические показатели;
  5. Дает возможность избежать негативных влияний (наркотики, алкоголь, ранний секс) через контролируемые позитивные контакты со сверстниками;
  6. Обеспечивает физически более благоприятные условия обучения.

В России домашняя система образования не имеет пока широкого распространения. Тем не менее, говорить о том, что ее нет, не приходится. Родители, которые решили не водить свое чадо в школу, пользуются тем, что общеобразовательные учреждения нашей страны могут оказывать "аттестацию в порядке экстерната для лиц, которые получают общие базовое и среднее образование самостоятельно". Разрешение на домашнее образование в России было закреплено аж в 1992 году указом тогдашнего президента Российской Федерации. При этом российские школы обязаны способствовать желанию родителей просвещать своих детей дома. На данный момент в нашей стране действуют многочисленные сайты, ассоциации, направленные на помощь семьям, которые выбирают для своих детей получение образования на дому. Кроме того, согласно российскому законодательству, таким родителям даже причитаются выплаты со стороны государства.

Новый коронавирус - «родственник» старой атипичной пневмонии - уже привел к смерти 26 человек. Считается, что им может быть заражено несколько тысяч. И точно известно, что эпидемия вышла за пределы Китая. Но это не повод впадать в панику. Мы собрали всю известную информацию и попробовали ответить на главные вопросы о новой болезни.

1. Везде пишут об этом вирусе. Все действительно настолько серьезно? Раньше такого разве не было?

Определенно, новый коронавирус 2019-nCoV - это серьезно. На утро 24 января известно о 893 заболевших и 26 погибших, то есть смертность при заболевании - 2,9%, и этот процент может возрасти (часть заболевших находятся в критическом состоянии). Учитывая инкубационный период, всего зараженных может быть несколько тысяч, а число жертв способно достигнуть сотен.



Карта распространения нового коронавируса 2019 года по регионам Китая. Черным показаны регионы распространения на 11 января 2020 года, более светлыми оттенками - на 20, 21, 22 и 23 января (чем позже, тем светлее). Географически распространение выглядит очень быстрым / ©Wikimedia Commons

Нечто подобное уже было раньше: атипичная пневмония в 2002-2003 годах заразила восемь тысяч человек и убила 775 из них. Она тоже распространилась из Китая и тоже возникла изначально из-за контакта с животными (летучими мышами), которые были резервуаром для базовой формы вируса атипичной пневмонии. Тогдашний вирус-возбудитель тоже был коронавирусом и генетически на 70 процентов совпадает с новым. То есть та атипичная пневмония и новая эпидемия - относительно близкие «родственники».



Карта распространения эпидемии по планете. Впрочем, в последние дни такие карты все время устаревают, так что не факт, что и эта останется актуальной надолго / ©Wikimedia Commons

В тот раз распространение болезни удалось сдержать карантинными мерами. Новый коронавирус достоверно передается от человека к человеку. Если его не сдержат карантинными мерами, 2019-nCoV теоретически может убить куда больше людей.

2. Новый коронавирус опасен и для молодых или только для тех, кто в возрасте?

Следует четко понимать: 2019-nCoV - просто еще один вирус, способный вызвать пневмонию. Поэтому и умереть от него шансы выше у тех, у кого они выше и при обычной пневмонии. То есть в первую очередь у тех, кто позже обратился к врачу с симптомами, и - во вторую очередь - у тех, кто старше или страдает хроническими заболеваниями, в том числе дыхательной системы.



Схема с общей структурой коронавируса 2019-nCoV / ©Roger Harris/Science Photo Library/Getty Image

Возьмем ту же атипичную пневмонию, эпидемию родственного коронавируса 18 лет назад. По данным ВОЗ, шансы умереть от нее в среднем были 9%, но для тех, кто моложе 24 лет, - ниже одного процента. В возрасте 25-44 лет - до шести процентов, 44-64 года - до 15 процентов, от 65 лет и старше - выше 55 процентов. Из этого не следует, что молодым людям нечего бояться, но, определенно, это значит, что тем, кто в возрасте, стоит задуматься.

С высокой вероятностью так будет и с новой пневмонией, чей возбудитель - «родственник» атипичной.

3. А может ли в принципе возникнуть какой-то новый вирус, который убьет много людей, и у нас не будет, чем защитить себя?

Такая история происходит систематически. Возьмем вирус кори: генетики установили, что около XI-XII веков это был обычный вирус крупного рогатого скота. Затем он мутировал так, что смог распространяться между людьми: и начал убивать миллионами. Еще в 1980 году от него погибли 2,6 миллиона, и до сих пор он заражает 20 миллионов в год. По данным ВОЗ, даже в 2017 году он (правда, не без помощи антивакцинаторов) убил 110 тысяч человек. Как мы видим, атипичная пневмония - просто мелочь на этом фоне. Ее так серьезно освещали в СМИ только потому, что там любят все новое и необычное.

Более того, даже «родственники» 2019-nCoV постоянно заражают нас: коронавирусы среди прочего вызывают насморк, они часто прячутся за аббревиатурой ОРВИ и так далее. В норме вирус устойчиво существует, лишь если не угрожает частой гибелью носителям. Потому что каждая такая гибель означает, что число носителей уменьшается и при масштабной эпидемии их станет так мало, что рано или поздно эпидемия закончится. А значит, меньше станет и активных вирусов.


В эпоху Первой мировой никаких вакцин и противовирусных не было, поэтому борьба с вирусами сводилась к маскам, без которых даже в трамвай иной раз не пускали / ©Wikimedia Commons

Однако иногда в царстве вирусов возникают «ненормальные» линии. Например, один из самых быстро мутирующих вирусов, грипп, в 1918-1919 годах заразил треть населения планеты и убил минимум 50 миллионов человек (эпидемия «испанки»). Это в несколько раз больше, чем погибло в Первой мировой и примерно столько же, сколько умерло во Второй.

К счастью, сегодня у нас есть медицина, быстро создающая вакцины. Ослабленные формы вируса выращивают за короткие сроки, вакцинация резко снизит смертности от любого аналога «испанки».

Есть один сценарий, когда вирус в теории может убить сразу много людей, несмотря на вакцины. Возьмем ВИЧ: он поражает часть клеток иммунитета, поэтому иммунитет плохо справляется с ним. Создать против него вакцину так сложно, что только сейчас идут ее первые испытания - хотя сам вирус известен десятки лет.

Если возникнет вирус, передающийся воздушно-капельным путем, как новый коронавирус в Китае, но при этом поражающий клетки иммунитета, как ВИЧ, то быстро создать от него вакцину не выйдет. В таком случае возможно большое количество жертв и длительное время от такого вируса не будет защиты.

Вероятность подобного развития событий мала: вирус специализируется на поражении одного типа клеток. Тот же ВИЧ, чтобы атаковать клетки иммунной системы, ищет среди них те, что имеют рецепторы CD4. Но среди клеток в дыхательных путях таких не очень много: у неиммунных клеток такие рецепторы встречаются редко. Так что в норме вирус может быть или трудноизлечимым, как ВИЧ, или легко передающимся, как корь.

Возможно, эти черты реально скомбинировать искусственно - и получить вирус, поражающий и клетки иммунитета и обычные клетки организма, в том числе в дыхательных путях, чтобы сделать его высокозаразным. Например, это может иметь смысл при создании биологического оружия. Но пока имеющиеся у генетиков технологии крайне далеки от необходимого для такой комбинации уровня.

4. Как можно снизить вероятность заражения новым вирусом?

Как и большинством коронавирусов - то есть как при обычной простуде. Во-первых, постарайтесь исключить контакты с вероятными носителями. Новый коронавирус происходит от генов коронавируса летучих мышей и китайской ядовитой змеи. Предположительно, китайской кобры, хотя гипотеза по змеям и вызывает вопросы. И теми, и другими торгуют на китайских рынках с экзотической живностью, которую там употребляют в пищу.

Эпицентр новой эпидемии - Ухань, а там она пошла от местного рынка морепродуктов, где продают всех этих кобр и тому подобное. Из-за рекомбинации генетических материалов двух линий коронавирусов на этом рынке и возник 2019-nCoV. Поэтому мы категорически не советуем вам посещать Ухань и, если честно, Китай вообще - по крайней мере, пока там не справятся с эпидемией. Стоит напомнить, что она уже дошла до Таиланда (несколько случаев заболевания), Южной Кореи Японии, США, Сингапура, Вьетнама и Саудовской Аравии, поэтому поездки туда тоже лучше отложить до прояснения обстановки.



Тот самый рынок в Китае, откуда распространился вирус. По закону это рынок морепродуктов, но по факту там торговали сурками, ядовитыми змеями, летучими мышами и иными экзотическими животными, продаваемыми на мясо. Сейчас рынок закрыт, там проведена дезинфекция, но болезнь это не остановило / ©Getty Image

Если вы уже в Китае - избегайте рынков морепродуктов и экзотических животных, пейте только воду из бутылок и не потребляйте необработанные при высокой температуре продукты: аналоги суши и севиче, а равно и непрожаренное мясо.

И постоянно мойте руки после посещения публичных мест и контактов с новыми людьми. Все вирусы, передающиеся воздушно-капельным путем, активно оседают на руках, ведь люди трогают ими рот и нос в среднем 300 раз в день. В экспериментах один человек с вирусной инфекцией, тронувший ручку на двери в крупном офисе, ведет к тому, что вирус оказывается на всех ручках в офисе (здоровые сотрудники переносят его дальше своими руками). Поэтому на гигиену рук стоит обращать особое внимание. Если возможности мыть руки каждый раз нет - используйте спиртовые салфетки.

5. Стоит ли заранее покупать маски? А какие?

Как ни странно, такие коронавирусы не распространяются «с одного чиха». Дело в том, что все вирусы специализированы под базового носителя. Часть генов 2019-nCoV досталась от летучей мыши (температура тела широко варьируется, намного больше, чем у людей), часть - от змеи, холоднокровного (температура много ниже человеческой). Это значит, что новый коронавирус неидеально приспособлен для передачи от человека к человеку.



Врачи в масках и защитных очках транспортируют пациента, больница города Ухань, 17 января 2019 года / © Getty Images

Тем не менее маски снижают вероятность заражения им - причем заметно. Однако скупать их заранее особого смысла нет (пока в России нет ни одного подтвержденного случая заболевания), как и заморачиваться выбором какого-то отдельного типа такой маски. Практически все они на сегодня близки по возможностям. Если дело все же дойдет до эпидемии в нашей стране - стоит помнить, что маску надо менять не реже раза в несколько часов.

6. Через сколько времени вирус проявляет себя? Как понять, что ты заболел?

Инкубационный период вируса - порядка пяти суток. То есть, если вы вернулись из Китая или других стран, где эпидемия уже есть, то лишь примерно через неделю отсутствия симптомов можете начать расслабляться.

На заражение 2019-nCoV указывает повышенная температура: повышение может быть и умеренным, и серьезным, но есть в 90% случаев. В 80% случаев отмечается сухой кашель и быстро наступающая усталость. Значительно реже встречаются одышка и затрудненное дыхание. Пульс, дыхание и давление на ранних стадиях в норме - их проверять нет смысла.

Стоит обратиться к врачу при обнаружении этих симптомов у любого, кто бывал странах, куда проникла эпидемия. Специалист сможет поставить диагноз на основании снимка ваших легких: там новый коронавирус оставляет следы, типичные для пневмонии.

7. А если все же заразился? Что делать?

В первую очередь не паниковать и не впадать в депрессию. Это не просто успокаивающие слова: еще 17 лет назад исследования показали, что при негативных эмоциях (или воспоминаниях о печальных ситуациях) у человека сильно падает уровень антител в крови. Грубо говоря, природе не нужны неудачники и те, кто испытывают депрессию. Поэтому падать духом во время болезни - самый верный способ снизить способность организма сопротивляться ей.

Между тем ваш собственный иммунитет особенно важен в случае, если вы подхватили 2019-nCoV. Специфического лечения от него пока не существует, хотя и предполагается, что ряд противовирусных препаратов от других коронавирусов могут помочь.

Поэтому при заражении следует спокойно следовать всем рекомендациям лечащих врачей (а не «лечиться» самому дома) и не нервничать лишний раз.

8. Посылки из «Алиэкспресс» теперь безопасно получать? Или лучше оставить на почте и походить без нового чехла для телефона?

На сегодня нет четкого понимания того, насколько долго этот вирус может выживать вне живых организмов: само существовании эпидемии осознано всего недели назад. Можно высказать лишь общие соображения о том, способен ли этот вирус передаваться с предметами.

В норме вирусы делятся на «умных» и «прочных». Прочные имеют оболочку, хорошо защищающую их от внешней среды. «Умные» - большой геном. 2019-nCoV - довольно-таки «умный» вирус, с относительно длинной РНК (в своем классе вирусов - рекордно длинной). Поэтому оболочка его защищает слабо: он живет в хозяине, где и так тепло и уютно. На открытом воздухе такие долго не протянут.

Российские службы доставки - от, не к ночи будь помянута, «Почты России» до ее коммерческих аналогов - не работают быстро. Практически наверняка к моменту, когда посылка к вам придет, 2019-nCoV там погибнет. Но для успокоения совести чехол можно протереть спиртовой салфеткой.

9. Это опаснее свиного и птичьего гриппов?

Смотря что иметь в виду под этими словами. Дело в том, что та самая «испанка», согласно некоторым исследователям, возникла из-за рекомбинации генов вируса гриппа домашней птицы и человека (штамм H1N1). Такой «гибридный» грипп дал самую опасную из известных вирусных эпидемий в истории, убив полсотни миллионов человек как минимум.

Однако об этом обычно никто не знает. Вслед за СМИ птичьим и свиным гриппом называют эпидемии из Китая, которые периодически бывают там с 1990-х годов. «Птичьим» называют H5N1. Он был менее опасным, поскольку нормально распространялся только от домашней птицы (куриц) к человеку, а от человека к человеку - довольно плохо. Впрочем, если им все же заболеть, то риск гибели мог превысить 50 процентов, что много. Всего заражено им было 630 человек, умерло 375.

Свиным гриппом в СМИ называют пандемию гриппа A/H1N1. На самом деле, не факт, что она передалась человеку от свиней - вероятнее, что это результат рекомбинации генов одного гриппа, типичного для свиней, и другого, типичного для людей. По сути, это обычный грипп с очень низкой смертностью среди заболевших (один на 3000), причем, как и при обычном гриппе, смертность идет за счет осложнений. Среди заболевших A/H1N1 умерло 17 тысяч, что много. Но стоит помнить, что от гриппа (а точнее, его осложнений) в мире, по оценке ВОЗ, ежегодно умирают 250 тысяч человек.

Конечно, такой «свиной» (а на самом деле нет - среди свиней его эпидемии не зафиксировано) грипп намного опаснее нового коронавируса по общему числу погибших. Но те, кто заболевал им в 2009-2010 годах, имел вероятность погибнуть в 0,03 процента. Среди заболевших 2019-nCoV такая вероятность пока девять процентов, то есть в 300 раз выше.

10. Люди после него выздоравливают полностью или остаются проблемы?

На данный момент это неизвестно: численность заболевших слишком мала. Однако в норме после незапущенной вирусной пневмонии подавляющее большинство переболевших каких-либо проблем не имеют.

11. Как часто вообще такие вирусы появляются? Раньше были такие же опасные?

Вирусы, передающиеся от животных к человеку, появляются периодически даже в наше время. Например, ближневосточный респираторный синдром, вызываемый другим коронавирусом, судя по всему, появился уже в XXI веке. За 2012-2017 годы от него заболели две тысяч человек и умерли более 700.



Вирус ближневосточного респираторного синдрома в 2012-2017 годах привел к гибели сотен людей, но сам по себе распространялся среди них плохо, основным каналом оставалось заражение от больных верблюдов / ©Wikimedia Commons

Исходно человек заражался от больного одногорбого верблюда, отчего большинство случаев произошло на Аравийском полуострове. Однако в век глобализации такие больные часто могу переместиться на большое расстояние, поэтому один человек из Саудовской Аравии принес вирус в Южную Корею, где от него погибли десятки.

Возникновение новых вирусов такого рода - норма. У большинства вирусов скорость мутаций значительно выше, чем у многоклеточных, и они часто комбинируют генетический материал разных штаммов, что и ведет к их высокой изменчивости и часто появлению новых штаммов. Тем не менее в условиях современной медицины число жертв от таких вирусов довольно мало - порядка сотен на эпидемию.

12. Так стоит или не стоит паниковать в итоге? Вакцину от него скоро найдут? А могут ее вообще не найти?

Паниковать вообще не стоит: как мы отметили выше, негативные эмоции могут серьезно подавить ваш иммунитет, что снизит его способность к борьбе. И не только с 2019-nCoV - довольно экзотической болезнью, - но и с более близким и опасным обычным гриппом, с его осложнениями. И не только с гриппом. От пневмоний всех типов в год погибают более четверти миллиона человек, и с пониженным иммунитетом шансы оказаться среди них повышаются.



Уже для вируса ближневосточного респираторного синдрома были разработаны относительно эффективные способы предупреждения болезни через иммунизацию. Но, в силу редкости заболевания, массовой иммунизации так никто и не проводил / ©Shutterstock

Что до вакцины, то в теории она «уже почти вот-вот». В лабораториях на основе 2019-nCoV созданы коронавирусы одного цикла размножения. Такие могут попасть в организм и даже один раз создать свою копию там, но затем перестают быть активным. Это, по сути, уже вакцина - благодаря присутствию 2019-nCoV одного цикла размножения иммунная система учится вырабатывать нужный ответ.

Но есть нюанс: любая вакцина требует длительных проверок ее полной безопасности, и это не делается быстро. А эпидемии, подобные атипичной пневмонии или ее «родственнику» 2019-nCoV, часто стремительно заканчиваются. Та же атипичная пневмония длилась примерно год. За такие короткие сроки никакой массовой вакцинации никто не наладит, поэтому, скорее всего, борьба с эпидемией сведется к карантину и лечению уже заболевших. По аналогии с атипичной пневмонией 2002-2004 годов.

Вакцину от коронавируса, поражающего неиммунные клетки организма, можно сделать почти гарантированно. Чтобы к вирусу было сложно создать вакцину, он должен быть типа ВИЧ - то есть атаковать не обычные клетки, а клетки иммунной системы. Грубо говоря, «полиции» организма трудно ловить преступника-вируса, если он идеально приспособлен именно к охоте на «полицейских».

Коронавирусы таким не занимаются, поэтому конкретно для новой эпидемии бояться невозможности создания вакцины не стоит.

13. Говорят еще, что этот вирус могли сделать американцы, произошло все аккурат под китайский Новый год. Есть в этом хоть капелька правды?

Такие слухи возникают регулярно: еще во времена атипичной пневмонии двое российских исследователей высказывали предположение, что это американский вирус. Однако после изучения РНК вируса подобные «гипотезы» растворяются как дым.

По РНК хорошо видно, что и атипичная пневмония, и новый коронавирус 2019 года - близкие «родственники» коронавирусов летучих мышей и ядовитых змей, обитающих конкретно в Китае. Причем продающихся на рынках экзотической еды в Ухани. Именно за счет того, что 2019-nCoV возник из такой смеси генов, он не особо хорошо (судя по имеющимся данным) распространяется среди людей.

Если бы этот вирус создали искусственным путем, то за такой результат его разработчиков стоило бы уволить за профнепригодность. Вирус, который не очень хорошо переносится между людьми, - плохое оружие.

Если бы «создатели» сделали его легко переносящимся от человека к человеку, их стоило бы уволить тем более. Атипичная пневмония 2002-2003 годов вызвала десятки смертей в Канаде. Высокозаразный вирус легко добрался бы до США и устроил бы эпидемию и там. В век массовых авиаперелетов создавать вирус для Китая - значит, готовить эпидемию у себя.

Теоретически можно попытаться создать вирус, который не будет заражать людей без особых генов, и попытаться найти такие гены только у китайцев. На практике при существующем технологическом уровне это реально примерно настолько же, насколько реальна колонизация системы Тау Кита.

Имеющиеся средства манипуляции геномом слишком грубы и неточны, чтобы реализовать такую амбициозную задачу. Кроме того, заражения новым коронавирусом уже зарегистрированы в других странах, что исключает версию «антикитайского» биологического оружия.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ЧОУ «Первая народная школа» (далее – Оператор).

1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта

2. Основные понятия, используемые в Политике

1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу ;

4. Информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

5. Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;

6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта ;

10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;

13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

1. Фамилия, имя, отчество;

2. Электронный адрес;

3. Номера телефонов;

4. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

4. Цели обработки персональных данных

1. Цель обработки персональных данных Пользователя - информирование Пользователя посредством отправки электронных писем; предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте.

2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты [email protected] с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

5. Правовые основания обработки персональных данных

1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте . Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.

3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора [email protected] с пометкой «Актуализация персональных данных».

4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

7. Трансграничная передача персональных данных

1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

8. Заключительные положения

1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты [email protected].

2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

Что делать, если вас не устраивает школьное образование? Вы не довольны качеством преподавания, окружением, против школьной "уравниловки", стремитесь раскрыть индивидуальные качества своего ребенка. Причин может быть масса. А альтернатив школе всего несколько:

  1. Найти школу с альтернативной методикой преподавания (авторские школы, школы Монтессори, школы-парки и другие).
  2. Перейти на заочную (или очно-заочную) форму обучения в традиционной общеобразовательной школе.
  3. Перейти на семейное образование.

Сегодня мы поговорим о последнем варианте. Семейное образование часто путают с домашним обучением и экстернатом. Обучение на дому организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера. Педагоги приходят на дом к ученикам, соответственно, успеваемость - ответственность образовательного учреждения.

При семейном образовании успеваемость ребенка, прохождение необходимых промежуточных и итоговых аттестаций - ответственность родителей.

Экстернат же - это самостоятельная, часто ускоренная форма получения образования, при которой ребенок не является учеником той или иной школы. При семейной форме обучения ребенок числится в определенной школе, используя все привилегии - бесплатные учебники, возможность пользоваться школьной библиотекой.

Хоумскулинг в России - явление молодое. Во времена СССР считалось, что любое обучение за стенами школы - не образование. С 1990-х годов ситуация изменилась, но массовым семейное обучение так и не стало. Сегодня интерес к хоумскулингу растет.

Плюсы

Главный плюс - индивидуальный подход. Семейное образование - это как пальто, сшитое по фигуре ребенка.

Родители могут самостоятельно устанавливать расписание, подбирать методику преподавания. Учитываются все индивидуальные особенности ребенка, его биологические часы.

Появляется возможность сделать акцент на изучение тех предметов, которые в школе обходят стороной или не уделяют столько внимания: языки, архитектуру, искусство и т.д. Такое обучение направлено на природный познавательный интерес ребенка, а не на получение высоких отметок.

Еще один весомый плюс - комфортный социум. Исключается давление со стороны преподавателей или одноклассников, ребенку не рутине, что делает жизнь свободнее и естественнее. Кстати, практика показывает, что кризис переходного возраста проходит значительно легче у детей, обучающихся дома.

Минусы

Родители, которые выбирают для своих детей семейный формат обучения, должны быть готовы к тому, что это потребует достаточно много их собственных сил и времени.

И организация такого обучения потребует от них самих высокой степени организованности, твердого понимания целей и задач, педагогических навыков, образованности.

У ребенка же могут проявиться (а могут и нет, все зависит от того, как выстроена система семейного обучения) следующие "побочные эффекты": снижение навыков коммуникации, образ "белой вороны", отсутствие или частичное нарушение дисциплины, эгоизм, ощущение избранности, инфантилизм.

К чему нужно быть готовым родителям

Почти все родители, так или иначе, сталкиваются с похожими трудностями в этой сфере. Вот некоторые из них:

  • поиск подходящей школы для прохождения аттестаций;
  • проблема выбора образовательной программы и методик;
  • сложности в диалоге с администрацией школы, желающей избежать лишних проблем, связанных с переводом ребенка на другую форму образования;
  • родители должны быть готовы к работе с нормативными документами (например, с образовательными стандартами), с программами предметов, с методическими пособиями, чтобы наиболее эффективно реализовывать обучение;
  • хоумскулинг съедает все (или почти все) время родителя.

Как перевести на семейную форму обучения

Чтобы перевести ребенка на домашнее обучение нужно сделать всего 2 вещи:

1. Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования (в 2-х экземплярах).

Желая вы можете услышать от такие фразы как: "Такой формы обучения вообще нет", "Вы же без педагогического образования, вам нельзя", "У нас нет в уставе, идите в другую школу" и т.д. Но как только вы достанете письменное заявление и попросите его принять, ситуация, скорее всего, поменяется.

Чтобы сохранить тёплые отношения с руководством школы, скажите, что, полностью доверяете директору, но письменный отказ вам нужен для аргументированного общения с РОНО и комитетом по образованию, чтобы они не посылали обратно в школу, где невозможно обучение на семейной форме.

2. Проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования.

Популярные вопросы родителей

Семейное образование доступно только в определенных школах?

Практически во всех учебных заведениях предусмотрено семейное образование. Если в уставе школы не обозначена, это повод для требования родителями внести изменения по включению в устав школы данной формы обучения, согласно законодательству.

Можно ли будет вернуться к обычному обучению?

Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей.

Кто в случае выбора семейного образования должен обеспечивать ребенка учебниками?

Обучающийся в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта.

Как проходит аттестация при семейном образовании?

Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную (по желанию) и итоговую аттестацию (в обязательном порядке).

Что касается промежуточных аттестаций, то до 9 класса они необязательны. Однако рекомендуется их все же не игнорировать, чтобы быть уверенным, что в свободном плавании вы не заплыли слишком далеко от ФГОСа.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию. Оценивать знания учеников будет специальная комиссия, в нее обычно входят учителя с разных школ района, города или даже региона. Именно поэтому к вашему ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно.

  • "Семейное обучение как система" Алексей Карпов
  • "Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату" Павел Парфеньев

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «avon-website.ru»