Отказ по банковской гарантии, дальнейшие действия. Если заказчик не принимает банковскую гарантию Срок рассмотрение банковской гарантии заказчиком 44 фз

Подписаться
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:

Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий

  • проверено сегодня
  • закон от 28.03.2019
  • вступила в силу 01.01.2014

Статья имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 июля 2019 года .
Посмотреть изменения в будущей редакции

Сравнить с редакцией статьи от 01.07.2019 01.06.2018 01.04.2015 04.06.2014 01.01.2014

Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счёта гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трёх рабочих дней со дня её поступления.

Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

  • 1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьёй реестрах банковских гарантий;
  • 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
  • 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

  • 1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
  • 2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
  • 3) денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона;
  • 4) срок действия банковской гарантии;
  • 5) копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8.1 настоящей статьи;
  • 6) иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.

Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой её выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий.


Каковы должны быть дальнейшие действия Исполнителя?
Ольга

Ольга, добрый день! В принципе обжаловать в УФАС конечно в порядке ст. 105-107 44-ФЗ но тут надо понимать в связи с чем именно был отказ, возможно что он был правомерным. То что заказчик ничего не сообщил до принятия решения об отказе - он этого делать не должен, более того у исполнителя есть выбор по способу обеспечения исполнения контракта - БГ или денежные средства на депозит, для примера свежее решение ФАС по жалобе участника

Решение ФАС России от 11.01.2017 по делу N К-17/17

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссией при проведении Операторам электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссией, принявшей неправомерное решение об отказе в принятии банковской гарантии Заявителя, представленной для обеспечения исполнения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 950 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 19.12.2016;
7) победителем Аукциона признано ООО «Г» с минимальным предложением о цене контракта 1 823 250 000 рублей.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, и подписанные усиленной электронный подписью указанного лица.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной систем, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 5 статьи 45 Закона о контактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контактной системе, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является в том числе несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной систем.
Согласно части 7 статьи 45 Закона о контактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 статьи 45 Закона о контактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.12.2016 N 0156200009916000660-3 участник закупки ООО «Г» признан победителем Аукциона.
Согласно протоколу отказа от заключения контракта от 29.12.2016 N 0156200009916000660-4 победитель Аукциона ООО «Г» (Заявитель) не представил надлежащие обеспечение исполнение контракта, а именно представил банковскую гарантию не несоответствующую по следующим основаниям:
«Гарантией не обеспечиваются все обязательства Подрядчика (Принципала) по Контракту, а именно в пункте 1 Гарантии не в полном объеме указаны обязательства Подрядчика (Принципала) по Контракту, подлежащие обеспечению Гарантом, так как отсутствует указание на обязательство Гаранта уплатить предъявленные Заказчиком требования неустойки (пени, штрафы). Также в нарушение условий Контракта убытки, согласно положениям Гарантии, возмещаются только в части непокрытой неустойкой, что противоречит пункту 10.13 Контракта о возмещении всех убытков, возникших у Заказчика вследствие ненадлежащего исполнения/неисполнения Подрядчиком своих обязательств, в полной сумме сверх неустойки;
Согласно части 3 статьи 96 Закона срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Исходя из этого срок действия Гарантии из расчета минимальных сроков, установленных Законом для заключения контракта, должен быть установлен не менее чем по 12 июня 2018 года включительно (в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 70 Закона исходя из того что крайний срок для заключения контракта Заказчиком - 29 декабря 2016 года, а срок действия Гарантии должен превышать срок действия контракта, который составляет 500 календарных дней, на один месяц, то 530 календарных дней истекают 12 июня 2018 года);
Пунктом 5 Гарантии предусмотрено, что „Изменения и дополнения, вносимые в Государственный контракт, не освобождают Гаранта от обязательств по настоящей банковской гарантии в случае своевременного уведомления Бенефициаром Гаранта об изменениях и дополнениях Государственного контракта. Бенефициар уведомляет Гаранта обо всех изменениях и дополнениях, вносимых в Государственный контракт, в течение 10 (Десяти) рабочих дней со дня вступления в силу изменений и дополнений Государственного контракта“. Предусмотренные пунктом 5 Гарантии дополнительные обязательные требования к Заказчику (Бенефициара) при исполнении Контракта противоречит требованиям документации и нормам Закона».
На заседание Комиссии, представители Заказчика пояснили, что 26.12.2016 Заявитель представил подписанный проект контракта и банковскую гарантию от 26.12.2016 N 9310-2/1-2016 выданная ООО КБ «Е». 29.12.2016 Аукционная комиссия в срок не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления приняла решение об отказе в принятие данной банковской гарантии, в том числе по основанию, что срок действия банковской гарантии составляет 450 календарных дней. Вместе с тем, с учетом требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия должен составлять 530 календарных дней, поскольку согласно пункту 13.2 проекта контракта документации об Аукционе срок действия контракта составляет 500 календарных дней с даты заключения контракта. Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе в принятие банковской гарантии Заявителя.
На заседание Комиссии, представители Заявителя также пояснили, что срок действия банковской гарантии составляет 450 календарных дней, при этом для расчета срока действия банковской гарантии использовалась информация о сроке выполнения работ, содержащиеся в информационной карте документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

Признать жалобу ООО «Т» необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

Возможен ли перевыпуск банковской гарантии с учетом замечаний Заказчика?

Если - да, то каким образом это сделать технически в плане публикации на сайте гос.закупок?

Или после того, как Заказчик разместил там Протокол об уклонении от заключения гос. контракта, уже ничего изменить нельзя.

Какие репутационные риски будут у Банка, выпустившего гарантию?

    • получен
      гонорар 40%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 8,9 рейтинг
      • эксперт

      Или после того, как Заказчик разместил там Протокол об уклонении от заключения гос. контракта, уже ничего изменить нельзя. Какие репутационные риски будут у Банка, выпустившего гарантию?
      Ольга

      Да в общем то нет, процедура закупок по 44-ФЗ прописана чуть не по минутам, тут только обжаловать сам отказ если там есть основания

      Исполнитель, признанный уклонившемся от заключения государственного контракта автоматически попадает в реестр недобросовестных поставщиков?
      Ольга

      нет, вопрос о включении в РНП рассматривается с извещением заказчика и исполнителя и в принципе если УФАС подойдет формально и все таки включит есть шансы в суде отменить данное решение, напр.

      Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.12.2015 N Ф04-28194/2015 по делу N А45-10215/2015

      Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что общество своевременно разместило на электронной площадке подписанный им проект контракта, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта. Однако представленная ООО «Сибирский строительный альянс» банковская гарантия не соответствовала вышеуказанным требованиям, поскольку в ней отсутствовало отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
      При этом арбитражные суды исходили из того, что общество не имело умысла на уклонение от заключения контракта, поскольку после получения от заказчика уведомления об отказе в принятии банковской гарантии общество незамедлительно представило заказчику разъяснения банка, направило заказчику данные разъяснения, договор предоставления банковской гарантии, новую банковскую гарантию.
      Из этого следует, что антимонопольный орган формально подошел к рассмотрению поступившей от заказчика информации, приняв во внимание лишь факт не предоставления ООО «Сибирский строительный альянс» до момента подписания контракта надлежащего обеспечения , и не учел принятие им мер, направленных на заключение контракта.
      С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о неправомерном применение к обществу такой меры ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.
      Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, основания для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют.

      но тут как видите организация сразу отреагировала, однако согласно ч. 5 ст. 96 44-ФЗ

      В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате
      • 9,6 рейтинг
      • эксперт

      Добрый день!

      Заказчик обязан был вас уведомить о причинах отказа в приеме банковской гарантии. Было ли такое уведомление с указанием причин? Истек ли срок для предоставления подписанного контракта? Т.е. по закону в течение 10 дней (промежуток от 10 до 20 дней) вы могли получить от Заказчика замечания по банковской гарантии с указанием причин. Как минимум 2 раза можно было их получить с учетом срока в 3 рабочих дня на рассмотрение. Соответственно устранить все замечания и представить заказчику. Речь можно вести о недобросовестных действиях Заказчика.

      Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий
      5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
      7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию
      , с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
      2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Заказчик рассматривал гарантию в течение 3-х рабочих дней. В конце третьего дня был опубликован отказ в принятии банковской гарантии и направлено соответствующее уведомление. Банк готов перевыпустить банковскую гарантию, устранив все замечания и заново опубликовать ее. Срок для подписания контракта еще не истек. Однако, Заказчик опубликовал Протокол об уклонении от заключения Контракта и возможно подаст заявление в ФАС на признание Исполнителя недобросовестным поставщиком. Если мы опубликуем новую гарантию это может что-то изменить?

  • В этой статье мы рассмотрим ситуацию, когда заказчик отказывается принимать банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. На практике подобные ситуации встречаются достаточно часто и могут привести к самым неприятным для исполнителя последствиям.

    Что означает для исполнителя отказ заказчика в принятии гарантии. Ответ очевиден - ничего хорошего. До окончания срока, установленного законодательством на заключение контракта, исполнитель должен предоставить другую банковскую гарантию (при этом высока вероятность, что времени на это может не хватить) или обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Средства могут быть и заемными, но получить за короткий срок банковский кредит на приемлемых условиях вряд ли возможно. А это значит, что, скорее всего, придется обеспечивать контракт собственными средствами. И если найти их не удастся, то исполнителя ожидают отказ от заключения контракта, внесение в Реестр недобросовестных поставщиков и потеря денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в тендере. Самое неприятное из всего перечисленного - это даже не потеря денег и контракта, на который исполнитель рассчитывал, а ущерб деловой репутации компании, который может стать фатальным для дальнейшего ведения бизнеса.

    Как должен действовать потенциальный исполнитель контракта в подобной ситуации? Эксперты рекомендуют первым делом разобраться в причинах, побудивших заказчика отказаться от принятия банковской гарантии. И если отказ не обоснован должным образом, то обязательно следует принять меры для защиты своих интересов от неправомерных действий заказчика.

    Итак, может ли заказчик действительно отказать в принятии банковской гарантии. Да, может. Но при этом закон четко оговаривает основания для такого решения. В соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик может отказаться от приема банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта только в случаях:

    Подведем краткий итог вышесказанному - если представленная исполнителем банковская гарантия обеспечения исполнения контракта соответствует требованиям как ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ, так и требованиям документации о закупке, заказчик не имеет права ее не принимать. Требуйте от заказчика письменного или электронного документа с обоснованием отказа и обжалуйте его в суде.

    Приведем несколько примеров рассмотрения в различных судебных инстанциях дел, связанных с отказом заказчика в приеме банковских гарантий.

    1. Заказчик не принял банковскую гарантию - участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.

    При рассмотрении апелляционной жалобы 9 Арбитражный апелляционный суд встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.

    Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.

    Источник - Постановление 9 Апелляционного арбитражного суда от 05.07.2016 года по делу № 09АП-26750/2016.

    2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую гарантию.

    Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.

    Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника - совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.

    Источник - Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.

    3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.

    Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.
    Источник - Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.07.2015 года по делу № А19-15172/2014.

    Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 новой редакции закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в Единой информационной системе не доступен для участников закупок. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки. В этой связи участник закупки может получить подтверждение выпуска банковской гарантии, обратившись непосредственно в банк. Мы рекомендуем использовать для этих целей только номера телефонов, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию участника закупки обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, которая при необходимости может быть передана заказчику.

    Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют - внимательно подходите к вопросу получения банковских гарантий. Избегайте ненадежных посредников, какие бы выгодные условия они Вам не обещали. Не бойтесь потратить время на изучение тендерной документации и проверку макета банковской гарантии. Обязательно заблаговременно согласовывайте макет гарантии с заказчиком. Выполнение этих простых требований поможет Вам избежать неприятных ситуаций. А если заказчик необоснованно отклонил представленную Вами гарантию, не бойтесь отстаивать свои интересы в суде.

    Хотите всегда быть всегда курсе событий -

    Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня мы с вами поговорим о банковских гарантиях по 44-ФЗ, а именно что это такое и для чего они нужны. Информации по данной теме в интернете более чем достаточно, однако она очень плохо структурирована и разбросана частями по разным ресурсам. По этой причине у многих имеется весьма поверхностное представление по данному вопросу. Я же своей серией статей хочу исправить эту ситуацию и максимально подробно и последовательно раскрыть эту тему. И так, давайте приступим…

    1. Что такое банковская гарантия простым языком?

    Понятие гарантии определено в части первой статьи 368 Гражданского кодекса РФ.

    Банковская гарантия (БГ) — это письменное обязательство банка (гаранта) уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате.

    Т.е., если участник закупки (поставщик) не выполнит своих обязательств перед заказчиком, за него возместит денежные средства банк, а дальше поставщик будет должен уже банку.

    Т.е. ключевыми звеньями БГ являются: гарант (банк) , принципал (участник закупки, поставщик) и бенефициар (заказчик) . Бывает в этой цепи ещё и 4-е звено — брокер (посредник между гарантом и принципалом) .

    Принципалом по банковской гарантии является участник закупки (поставщик), который обязан предоставить БГ в качестве обеспечения исполнения своих обязательств.

    Бенефициаром по банковской гарантии является государственный (муниципальный) заказчик, иными словами его можно назвать выгодоприобретателем. Именно он, в случае нарушения принципалом обязательств, будет иметь право обратиться к гаранту (банку) за получением суммы БГ в качестве компенсации убытков, вызванных нарушением условия обязательств.

    Государственные и муниципальные заказчики в качестве обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов в рамках 44-ФЗ принимают БГ, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия БГ в целях налогообложения.

    Актуальный перечень банков можно найти на сайте Минфина России по адресу: //www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/ . По состоянию на 31.05.2017 года в этом списке находятся 279 банков.

    Примечание: В рамках 44-ФЗ участнику закупки предоставлена возможность обеспечить заявку на участие в торгах не только в виде денежных средств, но и в виде БГ. Однако стоит отметить, что согласно части 1 статьи 44 44-ФЗ такая возможность есть исключительно при проведении конкурсов и закрытых аукционов. Согласно части 2 статьи 44 участие в электронных аукционах по-прежнему обеспечивается только путем внесения денежных средств.

    Согласно части 2 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ БГ должна быть безотзывной и должна содержать:

    1. сумму банковской гарантии , подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 44-ФЗ случаях (Примечание: это уклонение или отказ участника закупки заключить контракт, а также непредоставление или предоставление с нарушением обеспечения исполнения контракта), или сумму БГ, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 44-ФЗ;
    2. обязательства принципала , надлежащее исполнение которых обеспечивается БГ;
    3. обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
    4. условие , согласно которому исполнением обязательств гаранта по БГ является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
    5. срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 44-ФЗ (Примечание: Согласно части 3 статьи 44 44-ФЗ срок действия БГ, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок. Согласно части 3 статьи 96 44-ФЗ срок действия БГ, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц ).
    6. отлагательное условие , предусматривающее заключение договора предоставления БГ по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления БГ в качестве обеспечения исполнения контракта;
    7. установленный Правительством РФ перечень документов , предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по БГ. (См. Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 г. №1005 “О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”).

    В том случае, если это предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в БГ включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта , если гарантом в срок не более чем 5-ть рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по БГ, направленное до окончания срока действия БГ.

    Важный момент! Согласно части 4 статьи 45 44-ФЗ запрещается включение в условия БГ требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых БГ.

    3. Срок действия банковской гарантии по 44-ФЗ

    Еще раз повторюсь, что БГ в рамках 44-ФЗ может быть предоставлена участником закупки в качестве обеспечения заявки и в качестве обеспечения исполнения контракта. В связи с этим и сроки действия таких гарантий должны быть разными.

    Согласно части 3 статьи 44 44-ФЗ срок действия БГ, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

    Согласно части 3 статьи 96 44-ФЗ срок действия БГ, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц .

    4. Безотзывная банковская гарантия

    Безотзывная банковская гарантия – это самый надежный способ обеспечения обязательств. Поскольку такая гарантия подразумевает под собой то, что банк выдавший её, не имеет права на ее отзыв при любом стечении обстоятельств. Т.е. гарант обязан выполнить все взятые на себя обязательства в полном объеме.

    Согласно статьи 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром прекращается:

    1. уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
    2. окончанием определенного в независимой гарантии срока, на который она выдана;
    3. вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии;
    4. по соглашению гаранта с бенефициаром о прекращении этого обязательства.

    5. Основания для отказа в принятии банковской гарантии

    Основанием для отказа в принятии БГ заказчиком является:

    1. отсутствие информации о БГ в реестре банковских гарантий;
    2. несоответствие БГ условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 44-ФЗ;
    3. несоответствие БГ требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    Важный момент! В случае отказа в принятии БГ заказчик в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня её поступления, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

    6. Реестр банковских гарантий

    БГ, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (ЕИС).

    Исключение составляют БГ, предоставляемые в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну. Сведения о таких гарантиях включаются в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в ЕИС.

    При выдаче БГ банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

    Банк, выдавший БГ, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия БГ включает необходимые информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра БГ информацию для включения в закрытый реестр БГ.

    Ведение реестра и размещение его в единой информационной системе в сфере закупок осуществляет Федеральное казначейство.

    В реестр БГ и закрытый реестр БГ включаются следующие информация и документы:

    1. наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог ИНН;
    2. наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог ИНН;
    3. денежная сумма, указанная в БГ и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований 44-ФЗ;
    4. срок действия БГ;
    5. копия БГ, за исключением БГ, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр БГ;
    6. иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством РФ.

    7. Образец банковской гарантии по 44-ФЗ

    Единой формы БГ, которая обязательна к использованию в настоящее время нет, есть только требования закона к её обязательному содержанию (44-ФЗ, ГК РФ).

    Для того чтобы посмотреть как выглядит банковская гарантия по 44-ФЗ и скачать образец на свой компьютер, достаточно зайти в реестр БГ на сайте www.zakupki.gov.ru .

    Для этого вам необходимо зайти на главную страницу сайта www.zakupki.gov.ru .

    Примечание: Все картинки в статье кликабельны. Для увеличения изображения достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши по картинке и она откроется в полном размере.

    Затем в левом вертикальном меню выбрать раздел «Осуществление закупок» и в выпадающем меню выбрать пункт “Реестр банковских гарантий”.

    После нажатия по данному пункту перед вами откроется центральное окно реестра со сведениями о размещенных в нем банковских гарантиях. Для того чтобы посмотреть документы, прикрепленные на сайте, необходимо нажать на ссылку “Документы”, расположенную ниже основных сведений о гарантии.

    Перед вами появится окно с информацией о БГ. Справа вам необходимо будет нажать по ссылке “Показать детальную информацию”

    Ниже появится строка с прикрепленным на сайте “сканом” БГ. Для того чтобы его скачать, достаточно нажать по пиктограмме с изображением стрелки, расположенной справа.

    Вот и все действия, которые вам необходимо выполнить. Как видите все достаточно просто.

    Статья получилась достаточно большой, поэтому на этом я, пожалуй, сегодня остановлюсь. Информацию о том, читайте в следующей статье.

    И в завершении предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик от компании ООО «Бикотендер», который называется “Банковская гарантия: все, что нужно знать участникам торгов”.

    На этом сегодня все! До встречи в следующей статье.

    1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

    Федеральное казначейство сообщает, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок вступления в силу положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", касающихся обязательности применения реестра банковских гарантий, перенесен на 31 марта 2014 г.


    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «avon-website.ru»