Отказ по банковской гарантии, дальнейшие действия. Если заказчик не принимает банковскую гарантию Обсуждения 44 фз банковские гарантии грабеж

Подписаться
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:

Устанавливать дополнительные требования к банковским гарантиям?

Заказчики не могут устанавливать дополнительные требования к банковским гарантиями. Такой вывод подтверждает (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.06.2014 г. N Ф07-2966/14 N А56-54795/2013), а основан он на том, что Федеральный закон N не содержит такого права заказчиков. Так, заказчики не могут требовать, чтобы у банка, который выдает гарантию, был определенный капитал, как и не может заказчик требовать, чтобы счет, на который перечисляется аванс, находился в том же банке, который предоставил гарантию.

2. Может ли заказчик требовать несколько банковских гарантий в обеспечение одного контракта?

Нет, не может. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 19.09.2014 г. N Д28и-1893. Также Министерство разъяснило, что нельзя требовать:
– обеспечения третьим лицом, не являющимся участником закупки;
– смешанного обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии и внесения денежных средств на счет заказчика.

3. Достаточно ли указать в протоколе, что банковская гарантия заказчиком не принимается?

Да, этого достаточно. Такой вывод следует из Решения АС Санкт-Петербурга от 22.04.2015 г. N А56-75943/2014. При этом суд указал следующее.
"Как следует из пункта 14 Приложения к Письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889 по результатам рассмотрения банковской гарантии составлять какой-либо отдельный документ не требуется, так как результатом рассмотрения в трехдневный срок банковской гарантии является либо признание ее как документа, обеспечивающего исполнение контракта, либо признание такой банковской гарантии не соответствующей требованиям документации о закупке и, как следствие, незаключение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предоставившим такую банковскую гарантию, и признание такого поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, форма отказа в принятии банковской гарантии, равно как и необходимость оформления подобного отказа в виде отдельного документа законодательством не предусмотрены.
Суд также не принимает довод УФАС по Санкт-Петербургу о том, что вследствие нарушения Заказчиком требований части 7 статьи 45 Закона о контрактной системе, заказчик лишил Общество возможности устранить возникшие замечания по предоставленной банковской гарантии, поскольку Закон о контрактной системе не предусматривает возможности устранения недостатков банковской гарантии и предоставление ее в исправленном виде повторно Заказчику. Предоставление надлежащих документов, предусмотренных Законом о контрактной системе, является обязанностью и риском участника закупки.
Вместе с тем в письме ФАС России от 13.02.2012 N ИА/4178 изложена позиция о том, что в случае выявления заказчиком (уполномоченным органом) ненадлежащего обеспечения исполнения контракта заказчик (уполномоченный орган) вправе предложить лицу, с которым заключается контракт, представить надлежащее обеспечение исполнения контракта в соответствии с Законом о размещении заказов. Соответственно этой позиции предложение представить надлежащее обеспечение исполнения контракта взамен ненадлежащего является правом, а не обязанностью заказчика. Отказ же заказчика от использования такого права не может нести за собой наступление какой-либо ответственности".

4. Можно ли вносить изменения в банковскую гарантию?

Нет, нельзя. Такой вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 15.05.2015 г. N Д28и-1382. Министерство основывает свой вывод на том, что внесение изменений не предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 г. N .
Иной вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 N Д28и-1815. В п. 8 Письма сказано, что вносить изменения допустимо, если при заполнении банковской гарантии были нарушены специальные правила. Например, если неверно заполнены реквизиты, то можно внести изменения.

5. Может ли участник закупки требовать возврата денежных средств за банковскую гарантию, которую не принял заказчик?

Нет, не может. Такой вывод сделан в судебной практике. В Постановлении 9 ААС от 30.09.2015 N 09АП-33868/2015 был сделан вывод, что договор между банком и участником был исполнен. Доказательств фальсификации банковской гарантии не было предоставлено. Договор не является незаключенным или недействительным. Поэтому банк не обязан возвращать деньги за выданную банковскую гарантию.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня мы с вами поговорим о банковских гарантиях по 44-ФЗ, а именно что это такое и для чего они нужны. Информации по данной теме в интернете более чем достаточно, однако она очень плохо структурирована и разбросана частями по разным ресурсам. По этой причине у многих имеется весьма поверхностное представление по данному вопросу. Я же своей серией статей хочу исправить эту ситуацию и максимально подробно и последовательно раскрыть эту тему. И так, давайте приступим…

1. Что такое банковская гарантия простым языком?

Понятие гарантии определено в части первой статьи 368 Гражданского кодекса РФ.

Банковская гарантия (БГ) — это письменное обязательство банка (гаранта) уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате.

Т.е., если участник закупки (поставщик) не выполнит своих обязательств перед заказчиком, за него возместит денежные средства банк, а дальше поставщик будет должен уже банку.

Т.е. ключевыми звеньями БГ являются: гарант (банк) , принципал (участник закупки, поставщик) и бенефициар (заказчик) . Бывает в этой цепи ещё и 4-е звено — брокер (посредник между гарантом и принципалом) .

Принципалом по банковской гарантии является участник закупки (поставщик), который обязан предоставить БГ в качестве обеспечения исполнения своих обязательств.

Бенефициаром по банковской гарантии является государственный (муниципальный) заказчик, иными словами его можно назвать выгодоприобретателем. Именно он, в случае нарушения принципалом обязательств, будет иметь право обратиться к гаранту (банку) за получением суммы БГ в качестве компенсации убытков, вызванных нарушением условия обязательств.

Государственные и муниципальные заказчики в качестве обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов в рамках 44-ФЗ принимают БГ, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия БГ в целях налогообложения.

Актуальный перечень банков можно найти на сайте Минфина России по адресу: //www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/ . По состоянию на 31.05.2017 года в этом списке находятся 279 банков.

Примечание: В рамках 44-ФЗ участнику закупки предоставлена возможность обеспечить заявку на участие в торгах не только в виде денежных средств, но и в виде БГ. Однако стоит отметить, что согласно части 1 статьи 44 44-ФЗ такая возможность есть исключительно при проведении конкурсов и закрытых аукционов. Согласно части 2 статьи 44 участие в электронных аукционах по-прежнему обеспечивается только путем внесения денежных средств.

Согласно части 2 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ БГ должна быть безотзывной и должна содержать:

  1. сумму банковской гарантии , подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 44-ФЗ случаях (Примечание: это уклонение или отказ участника закупки заключить контракт, а также непредоставление или предоставление с нарушением обеспечения исполнения контракта), или сумму БГ, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 44-ФЗ;
  2. обязательства принципала , надлежащее исполнение которых обеспечивается БГ;
  3. обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  4. условие , согласно которому исполнением обязательств гаранта по БГ является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  5. срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 44-ФЗ (Примечание: Согласно части 3 статьи 44 44-ФЗ срок действия БГ, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок. Согласно части 3 статьи 96 44-ФЗ срок действия БГ, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц ).
  6. отлагательное условие , предусматривающее заключение договора предоставления БГ по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления БГ в качестве обеспечения исполнения контракта;
  7. установленный Правительством РФ перечень документов , предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по БГ. (См. Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 г. №1005 “О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”).

В том случае, если это предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в БГ включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта , если гарантом в срок не более чем 5-ть рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по БГ, направленное до окончания срока действия БГ.

Важный момент! Согласно части 4 статьи 45 44-ФЗ запрещается включение в условия БГ требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых БГ.

3. Срок действия банковской гарантии по 44-ФЗ

Еще раз повторюсь, что БГ в рамках 44-ФЗ может быть предоставлена участником закупки в качестве обеспечения заявки и в качестве обеспечения исполнения контракта. В связи с этим и сроки действия таких гарантий должны быть разными.

Согласно части 3 статьи 44 44-ФЗ срок действия БГ, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Согласно части 3 статьи 96 44-ФЗ срок действия БГ, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц .

4. Безотзывная банковская гарантия

Безотзывная банковская гарантия – это самый надежный способ обеспечения обязательств. Поскольку такая гарантия подразумевает под собой то, что банк выдавший её, не имеет права на ее отзыв при любом стечении обстоятельств. Т.е. гарант обязан выполнить все взятые на себя обязательства в полном объеме.

Согласно статьи 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром прекращается:

  1. уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
  2. окончанием определенного в независимой гарантии срока, на который она выдана;
  3. вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии;
  4. по соглашению гаранта с бенефициаром о прекращении этого обязательства.

5. Основания для отказа в принятии банковской гарантии

Основанием для отказа в принятии БГ заказчиком является:

  1. отсутствие информации о БГ в реестре банковских гарантий;
  2. несоответствие БГ условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 44-ФЗ;
  3. несоответствие БГ требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Важный момент! В случае отказа в принятии БГ заказчик в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня её поступления, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

6. Реестр банковских гарантий

БГ, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (ЕИС).

Исключение составляют БГ, предоставляемые в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну. Сведения о таких гарантиях включаются в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в ЕИС.

При выдаче БГ банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Банк, выдавший БГ, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия БГ включает необходимые информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра БГ информацию для включения в закрытый реестр БГ.

Ведение реестра и размещение его в единой информационной системе в сфере закупок осуществляет Федеральное казначейство.

В реестр БГ и закрытый реестр БГ включаются следующие информация и документы:

  1. наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог ИНН;
  2. наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, ИНН или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог ИНН;
  3. денежная сумма, указанная в БГ и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований 44-ФЗ;
  4. срок действия БГ;
  5. копия БГ, за исключением БГ, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр БГ;
  6. иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством РФ.

7. Образец банковской гарантии по 44-ФЗ

Единой формы БГ, которая обязательна к использованию в настоящее время нет, есть только требования закона к её обязательному содержанию (44-ФЗ, ГК РФ).

Для того чтобы посмотреть как выглядит банковская гарантия по 44-ФЗ и скачать образец на свой компьютер, достаточно зайти в реестр БГ на сайте www.zakupki.gov.ru .

Для этого вам необходимо зайти на главную страницу сайта www.zakupki.gov.ru .

Примечание: Все картинки в статье кликабельны. Для увеличения изображения достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши по картинке и она откроется в полном размере.

Затем в левом вертикальном меню выбрать раздел «Осуществление закупок» и в выпадающем меню выбрать пункт “Реестр банковских гарантий”.

После нажатия по данному пункту перед вами откроется центральное окно реестра со сведениями о размещенных в нем банковских гарантиях. Для того чтобы посмотреть документы, прикрепленные на сайте, необходимо нажать на ссылку “Документы”, расположенную ниже основных сведений о гарантии.

Перед вами появится окно с информацией о БГ. Справа вам необходимо будет нажать по ссылке “Показать детальную информацию”

Ниже появится строка с прикрепленным на сайте “сканом” БГ. Для того чтобы его скачать, достаточно нажать по пиктограмме с изображением стрелки, расположенной справа.

Вот и все действия, которые вам необходимо выполнить. Как видите все достаточно просто.

Статья получилась достаточно большой, поэтому на этом я, пожалуй, сегодня остановлюсь. Информацию о том, читайте в следующей статье.

И в завершении предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик от компании ООО «Бикотендер», который называется “Банковская гарантия: все, что нужно знать участникам торгов”.

На этом сегодня все! До встречи в следующей статье.

В этой статье мы рассмотрим ситуацию, когда заказчик отказывается принимать банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. На практике подобные ситуации встречаются достаточно часто и могут привести к самым неприятным для исполнителя последствиям.

Что означает для исполнителя отказ заказчика в принятии гарантии. Ответ очевиден - ничего хорошего. До окончания срока, установленного законодательством на заключение контракта, исполнитель должен предоставить другую банковскую гарантию (при этом высока вероятность, что времени на это может не хватить) или обеспечить исполнение контракта денежными средствами. Средства могут быть и заемными, но получить за короткий срок банковский кредит на приемлемых условиях вряд ли возможно. А это значит, что, скорее всего, придется обеспечивать контракт собственными средствами. И если найти их не удастся, то исполнителя ожидают отказ от заключения контракта, внесение в Реестр недобросовестных поставщиков и потеря денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в тендере. Самое неприятное из всего перечисленного - это даже не потеря денег и контракта, на который исполнитель рассчитывал, а ущерб деловой репутации компании, который может стать фатальным для дальнейшего ведения бизнеса.

Как должен действовать потенциальный исполнитель контракта в подобной ситуации? Эксперты рекомендуют первым делом разобраться в причинах, побудивших заказчика отказаться от принятия банковской гарантии. И если отказ не обоснован должным образом, то обязательно следует принять меры для защиты своих интересов от неправомерных действий заказчика.

Итак, может ли заказчик действительно отказать в принятии банковской гарантии. Да, может. Но при этом закон четко оговаривает основания для такого решения. В соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик может отказаться от приема банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта только в случаях:

Подведем краткий итог вышесказанному - если представленная исполнителем банковская гарантия обеспечения исполнения контракта соответствует требованиям как ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ, так и требованиям документации о закупке, заказчик не имеет права ее не принимать. Требуйте от заказчика письменного или электронного документа с обоснованием отказа и обжалуйте его в суде.

Приведем несколько примеров рассмотрения в различных судебных инстанциях дел, связанных с отказом заказчика в приеме банковских гарантий.

1. Заказчик не принял банковскую гарантию - участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.

При рассмотрении апелляционной жалобы 9 Арбитражный апелляционный суд встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.

Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.

Источник - Постановление 9 Апелляционного арбитражного суда от 05.07.2016 года по делу № 09АП-26750/2016.

2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую гарантию.

Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.

Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника - совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.

Источник - Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.

3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.

Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.
Источник - Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.07.2015 года по делу № А19-15172/2014.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с ч. 8.1 ст. 45 новой редакции закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в Единой информационной системе не доступен для участников закупок. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки. В этой связи участник закупки может получить подтверждение выпуска банковской гарантии, обратившись непосредственно в банк. Мы рекомендуем использовать для этих целей только номера телефонов, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию участника закупки обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, которая при необходимости может быть передана заказчику.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют - внимательно подходите к вопросу получения банковских гарантий. Избегайте ненадежных посредников, какие бы выгодные условия они Вам не обещали. Не бойтесь потратить время на изучение тендерной документации и проверку макета банковской гарантии. Обязательно заблаговременно согласовывайте макет гарантии с заказчиком. Выполнение этих простых требований поможет Вам избежать неприятных ситуаций. А если заказчик необоснованно отклонил представленную Вами гарантию, не бойтесь отстаивать свои интересы в суде.

Хотите всегда быть всегда курсе событий -

Регламентируется отказ от банковской гарантии в общем случае статьей 368 ГК РФ, в которой приводятся все требования к независимой банковской гарантии. А потому согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации в таком документе обязательно должна быть указана следующая информация:

  1. Реквизиты гаранта, бенефициара и принципала (соответственно банка, заказчика и исполнителя по контракту;
  2. Сумма, а также сроки действия БГ;
  3. Обязательства гаранта, а также условия уплаты денежных средств по БГ.

Основания для отказа в принятии банковской гарантии по 44-ФЗ

Кроме того, Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» устанавливает дополнительные причины, по которым банковская гарантия должна быть отклонена заказчиком. Перечислены они в пункте шестом статьи 45 указанного федерального закона.

Итак, основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

  1. Банка, которому вы поручили функции гаранта по БГ, нет в специальном перечне министерства финансов Российской Федерации. Ознакомиться с данным перечнем можно, пройдя по ссылке - http://minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty ;
  2. Предоставленная заказчику БГ отсутствует в специальном реестре банковских гарантий для участия в закупочных процедура по 44-ФЗ. Найти указанный реестр можно в Единой информационной систем для закупок товаров, работ и услуг. Чтобы перейти на страницу поиска, нужно перейти по следующей ссылке - http://zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/quicksearch/search.html ;
  3. Указанные в БГ условия, сроки и сумма не соответствуют информации, прописанной в документации о закупке, извещении и проекте контракта;
  4. В договоре БГ нет упоминания о том, что банковская гарантия является безотзывной;
  5. Обязанности принципала (исполнителя по контракту) прописаны в гарантии не полностью либо не прописаны вообще;
  6. БГ не предусматривает выплату гарантом бенефициару (заказчику) неустойки в размере 0,1 процента за каждый день просрочки своего обязательства.

Заказчик рассматривает банковскую гарантию в срок не более 3 рабочих дней с даты ее поступления.

Если заказчик отклонил банковскую гарантию, то он обязан в указанные в законе сроки (в течении 3 рабочих дней) сообщить об этом гаранту в письменным или электронным уведомлением. Более того, должны быть указаны конкретные причины, ставшие причиной отклонения БГ и ставшие основанием для ее отказа.

Заказчик отклонил банковскую гарантию: что делать

Иногда действительно так случается, что заказчик возвращает банковскую гарантию по обстоятельствам, указанным выше. Что делать в такой ситуации? В рамках закона 44-ФЗ заказчик поступить иначе не может, потому что за принятие в качестве обеспечения «неправильной» банковской гарантии ему грозит административная ответственность.

Согласно указанному федеральному закону обеспечение исполнение контракта – это прямая обязанность поставщика в рамках конкурентных процедур, а потому «закрыть глаза» на ее отсутствие – это тоже нарваться на штрафы. А потому если заказчик отклонил банковскую гарантию, то единственный выход из ситуации – это обеспечить исполнение контракта другим способом, то есть, другой банковской гарантией или денежными средствами.

В случае обеспечения исполнения контракта ситуация осложняется еще и тем, что обеспечить исполнения должен победитель тендера, и если он своевременно сделать это не сможет, то будет признан участником, уклонившимся от подписания контракта. А потому заказчик может, а нередко и обязан внести сведение о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Чем грозит такое стечение обстоятельств – «отлучением от участия в госзакупках на два года, именно на такой период времени информация вносится в указанный реестр. Требование отсутствия поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, конечно, необязательное для всех процедур.

Однако, как правило, большинство заказчиков перестраховываются и устанавливают данное требование всегда. Вот так, ошибка при оформлении банковской гарантии может привести к самым неутешительным последствиям.

А потому гораздо проще, воспользоваться услугами профессионального брокера, который в случае чего даже сможет оперативно оформить новую БГ. На это у вас в случае отклонения будет всего два-три дня.

Отказ бенефициара от прав по банковской гарантии

Гражданский Кодекс Российской Федерации не предусматривает права гаранта или принципала расторгнуть или изменить БГ, если это не оговорено в самой банковской гарантии (что делается крайне редко). А потому отказ от прав по банковской гарантии- это прерогатива исключительно бенефициара (заказчика по контракту).

Чтобы это оформить он направляет в банк письмо с уведомлением о том, что он отказывается от своих прав. После чего гарант должен известить об этом принципала, и договор БГ будет считаться расторгнутым. Однако произойдет это лишь в том случае, если поставщик полностью выполнил свои условия контракта.

Отметим, что есть и еще две возможности для отзыва:

  • и сполнитель по контракту предлагает вместо БГ залог;
  • в договоре БГ оговорены особые условия, при наступлении которых гарантия перестает действовать.

Ну и в конце пара слов об отказе выдачи банковской гарантии. Это мало связано с темой настоящей статьи, просто некоторые предприниматели, мало знакомые с ГК, иногда эти понятия путают. Отказ в выдаче банковской гарантии – это отказ банка оформить соискателю данный документ.

Такие случаи также нередки, поскольку даже владелец вполне благонадежной фирмы может неправильно подготовить пакет подтверждающих документов. А это потерянное время и возможность попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со настоящего Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей и настоящего Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

8. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

3) денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона;

4) срок действия банковской гарантии;

5) копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8.1 настоящей статьи;

6) иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.

11. Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий.

Положения статьи 45 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах
    4. Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
  • Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе
    5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона), в случае, если заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом установлено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе. Указанные документы не представляются государственными, муниципальными учреждениями;
  • Обеспечение исполнения контракта
    3. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
  • Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства
    1) не руководствоваться положениями статей 23, 28, 30, 34 - 37, 41, 44, 45, 103 и частей 4 - 6 статьи 104 настоящего Федерального закона;
  • Заключительные положения
    31. До 31 марта 2015 года требования статьи 45 настоящего Федерального закона в части включения банковской гарантии, а также информации и документов, предусмотренных частью 9 указанной статьи, в реестр банковских гарантий не распространяются на банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, применяемым при осуществлении закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, или в качестве обеспечения исполнения контракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну. Заказчики не вправе отказать в принятии таких банковских гарантий по основанию, указанному в пункте 1 части 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
  • Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
    1.1. Пункт 1 части 6, части 8 и 11 статьи 45 настоящего Федерального закона вступают в силу с 31 марта 2014 года.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «avon-website.ru»