Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.
Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.
Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.
Изменения
Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:
- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:
- результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
- тематическое планирование.
Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.
Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.
Структура рабочей программы
В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.
Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:
- Титульный лист
На нем указывается:
- полное наименование учебного заведения;
- название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;
- автор программы, с указанием должности и при наличии категории;
- срок, на который она утверждается.
- Пояснительную записку
Она должна содержать:
- информацию об авторе программы, комплекте используемых учебников;
- цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.
- в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.
- в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.
- Сетку календарно-тематического планирования.
Таблица должна состоять :
- из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;
- далее прописываются темы раздела. В случае, если тема изучается не один урок, также указывается количество часов.
- обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.
- обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.
Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки — исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.
- в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
- приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.
- деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.
- учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.
Составление программы
Рабочая программа создается на основании:
- стандартов нового поколения ФГОС;
- примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
- при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.
Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую.
Особенности рабочей программы
Рабочая программа учителя - это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.
Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.
Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.
В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.
Труд педагога в России сложен и труден не только из-за низкой зарплаты и проблемных учеников. После проведения уроков и заполнения журнала у преподавателя наступает пора бумажной работы. Она занимает много времени и преимущественно носит формальный характер. Но за эти формальности учителя часто получают взбучки от начальства и проверяющих. А потом ещё и выслушивают упрёк: «За что Вам больше платить, если Вы не можете грамотно составить рабочий план».
О плане работы
Любое учебное заведение имеет свой план работы. И труд каждого педагога сопряжён с составлением личного плана и деятельности по нему. В рабочие программы входит всё: уроки, воспитательная работа, общение с родителями, поездки за грибами и в лес. Планы и программы есть в начальной школе; они есть и у тех, кто уже выпускает свой класс. Документ преследует следующие цели:
- Улучшает и систематизирует труд учителя.
- Способствует лучшему продвижению учебного процесса.
- Гармонично развивает весь школьный процесс.
- Помогает делиться опытом с коллегами.
- Внедряет новые методики.
Составление плана строго регламентируется свыше. В конце 2015 года российское министерство образования установило новые требования к программам на учебный год. Предусматривалось существенное упрощение структуры ведения этого документа. Педагоги копируют ориентировочную программу и вносят соответствующие темы. Бытует справедливое мнение, что данный документ не столько улучшает качество преподавания, сколько является элементарной формальностью. Но без бюрократии в огромной стране нельзя!
Что изменилось
Сократилось количество пунктов с восьми до трёх. Что было решено оставить:
- Учёт выделяемых часов на каждую тему.
- Ожидаемые результаты по дисциплине.
- Содержание курса обучения.
По внеурочной работе министерское начальство оставило следующее:
- Планирование самих тем.
- Итоги курса внеурочного обучения.
- Указание форм проведения мероприятий.
Учитель имеет право пользоваться уникальными авторскими программами. Но они должны соответствовать общим правилам и положениям. А администрация школы обязана «дать добро» на работу уникальным методом. Изменился ещё и список учебников. Приоритет отдаётся тем, которые имеют пособия для преподавателя.
Структура рабочей программы
Любая рабочая программа обязана вписываться в общую школьную документацию. Программа включает:
- Титульный лист. На нём пишется название школы, название предмета и данные автора программы. Указываются даты действия.
- Пояснительную записку. Она расскажет о разработчике программы, используемых учебниках. В ней указывается цели и задачи, прописываются методики работы с одарёнными детьми. Также прописываются возможные отклонения от графика.
- Сетку календарно-тематического планирования. Она должна иметь названия тем, количество отведённых часов, ожидаемые результаты. Приветствуется указание формы проведения уроков или воспитательных часов.
Обновлённые требования проявляют интерес к проведению нестандартных форм занятий. Рекомендовано применять круглый стол, дискуссию, конференцию. В программе должны учитываться критерии оценок, способы преподавания. Важно знать тактику действия детей. Это может быть фронтальная, групповая или индивидуальная работа. Перечисляются типы пособий: наглядные, дидактические материалы, аудио или видео (прим. удалено обладателем) техника. Весь документ составляется на основе ФГОС, наличия комплектов учебников, примерного плана всего курса. Учитель имеет право вносить поправки и разумные изменения.
Особенности программы
Программа учителя — это авторский документ. У каждого человека она должна быть своя, особенная. Хотя базовые положения и пункты быть идентичными. Учитывается опыт учителя, его индивидуальные разработки, уровень подготовки определённого класса. Даже стиль мышления педагога играет большую роль. Все программы утверждаются администрацией школы до 31 августа. А забота школьного начальства — контролировать, проверять и вставлять чертей за невыполнение. Хороший пример программы можно посмотреть на видео (прим. удалено обладателем):
На эпиграф:
«Если ты сделал работу — зафиксируй это в документах. Если ты её не сделал — зафиксируй и запиши трижды!» Это мудрый совет одного покойного директора школы.
Действующие новые требования к рабочим программам 2017-2018 года установлены приказом Минобрнауки. Они основаны на стандартах образования первого и второго уровня и должны способствовать созданию авторских документов, полностью реализующих требования государственного стандарта образования второго поколения. Основным содержанием приказа стали положения об обязательном упрощении программ, разрабатываемых школьными учителями для использования в конкретных классах.
Учителя в своей практической работе часто копируют рекомендуемые типовые программы, не перерабатывая их. В результате появляются объемные документы, практически не используемые в методических целях. Приказ предложил существенно сократить программы и снять с учителя часть административной нагрузки, связанной с их подготовкой. Целью нововведений стало повышение качества усвоения учениками предметов, для этого учителю предоставлены права отступать от рекомендуемых программ и внедрять новые стандарты обучения и оценки знаний.
Существенной новинкой стало то, что из 8 ранее обязательных для отражения в программах пунктов осталось только три. В урочной части это:
- основное содержание предмета или курса;
- планируемые результаты его освоения;
- разбивка курса по темам с указанием количество учебных часов, необходимых для изучения каждой.
Сокращение объема документа направлено и на снижение нагрузки педагога, и на повышение качества авторской проработки материала. Кроме того, рабочие программы на 2017 2018 учебный год включают обязательные элементы внеурочной деятельности, это:
- содержание внеурочной части курса, способы и методы его изучения в рамках домашней работы, формы проведения занятий;
- предполагаемые результаты проведения внеурочной работы;
- тематическое планирование.
Новая программа должна полностью соответствовать нормам ФГОС и не отклоняться от рекомендуемой типовой программы, при этом учитель вправе творчески переработать обязательные форматы.
Внедрение новых программ в учебный процесс
Учитель разрабатывает программу самостоятельно или в составе рабочей группы, опираясь на рекомендуемую базовую программу, учебники и методические материалы. Он вправе как внести изменения в базовую, так и создать на ее основе авторскую. В программе обязательно должны учитываться уже имеющиеся наработки и учебный план школы или иного учебного заведения.
После разработки программы администрация школы проводит ее проверку и принимает решение о возможности ее включения в учебный процесс. Вместе с ней должны быть внесены изменения и в перечень учебников, преимущество получит те, в которых есть методические материалы для педагога. Если в школе таких учебников нет, их комплекты должны быть закуплены. Администрация школы обязана утвердить документы не позднее 31 августа.
Весь учебный год в программу могут вноситься корректировки в части особенности и сроков изучения тех или иных разделов, связанные со скоростью изучения материала классом и особенными детьми. При наличии проработанного обоснования дополнительного утверждения таких изменений администрацией школы не требуется.
Администрация учебного заведения обязана контролировать создание программы по новым стандартам и ее выполнение на постоянной основе. Также в обязанности администрации входит информирования преподавателей о стандартах программ и сроках и подготовки.
Структура новой программы
Новые стандарты ФГОС обязывают в обязательном порядке подготовить и внести в учебные материалы и школьную документацию рабочую программу по каждому из преподаваемых предметов. Рабочие программы 2017-2018 годов должны иметь следующую структуру:
- титульный лист, содержащий обязательные реквизиты (наименование школы, автора, предмета, срока действия программы;
- задачи учителя на конкретный учебный год и для определенного класса. Любой класс имеет свои особенности, и они должны быть учтены в программе, как в виде упора на отдельные темы так и при определения времени и глубины их изучения;
- моменты, адаптирующие общую программу под особенных (как одаренных, так и с ОЦВ) детей, эти моменты указываются в пояснительной записке к программе. По мере изучения она может корректироваться в зависимости от развития таких детей;
- сетка календарного планирования, к которой предъявляется ряд требований, связанных с указанием темы каждого занятия, его формы – лекции, беседы или дискуссии, ожидаемых от него результатов;
- приемы преподавания, ориентированные на большем использовании нестандартных видов занятий и оценки;
- стандарты персональной активности учеников, методы оценки знаний.
Новые стандарты не ограничивают учителей классическими видами занятий, могут быть запланированы исследования, фантазии, круглые столы, конференции, путешествия. Рекомендуется активное использование аудио и видеоматериалов, фронтальных методов работы, наглядных пособий, активное вовлечение учеников в процесс постижения знаний.
Очень важно, что программа обязательно должна содержать систему оценивания, ее критерии. Оцениваются не только предметные, но и метапредметные, и личностные знания. Педагог может выбрать любой нестандартный вид проверки и оценки знаний — от викторины до диктантов.
Документ, созданный с опорой на новые правила, должен быть не формальным, а применяемым на практике, давать возможность ученикам лучше усваивать звания, а преподавателям оценивать их наиболее объективно. Программа должна вместить в себя опыт учителя, его стиль работы, методы преподавания, результаты повышения квалификации, а также опираться на внедрение инновационных технологий. Приказ министерства делает упор на сочетание личностных преимуществ конкретного преподавателя с теоретическими разработками рекомендуемых программ и учебников.
Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены
новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они
заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая
программа по стандартам второго поколения.
Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь
тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц.
Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого
педагога, а является лишь формальностью.
Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.
Изменения
Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
- результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
- тематическое планирование.
Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.
Структура рабочей программы
В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых
стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном
порядке должна входить в школьную документацию.
Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:
- Титульный лист
- полное наименование учебного заведения;
- название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;
- автор программы, с указанием должности и при наличии категории;
- срок, на который она утверждается.
- Пояснительную записку
- информацию об авторе программы, комплекте используемых учебников;
- цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.
- в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.
- в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.
- Сетку календарно-тематического планирования.
- из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;
- далее прописываются темы раздела. В случае, если тема изучается не один урок, также указывается количество часов.
- обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.
- обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.
- в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
- приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.
- деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.
- учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.
Составление программы
Рабочая программа создается на основании:- стандартов нового поколения ФГОС;
- примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
- при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.
Особенности рабочей программы
Рабочая программа учителя – это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.
Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.
В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.
Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.
Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.
Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.
Изменения
Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:
- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:
- результаты освоения курса внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
- тематическое планирование.
Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.
Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.
Структура рабочей программы
В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.
Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:
- Титульный лист
На нем указывается:
- полное наименование учебного заведения;
- название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;
- автор программы, с указанием должности и при наличии категории;
- срок, на который она утверждается.
- Пояснительную записку
Она должна содержать:
- информацию об авторе программы, комплекте используемых учебников;
- цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.
- в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.
- в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.
- Сетку календарно-тематического планирования.
Таблица должна состоять :
- из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;
- далее прописываются темы раздела. В случае, если тема изучается не один урок, также указывается количество часов.
- обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.
- обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.
Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки — исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.
- в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
- приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.
- деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.
- учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.
Составление программы
Рабочая программа создается на основании:
- стандартов нового поколения ФГОС;
- примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
- при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.
Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую.
Особенности рабочей программы
Рабочая программа учителя – это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.
Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.
Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.
В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.