Нет на карте такого места (к вопросу о закрытых военных городках). Военный городок Статус военных городков

Подписаться
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:

Солнечногорский район рекордсмен по количеству военных городков в Московской области. За последние несколько лет большинство из них были сняты с баланса министерства обороны(открыты). Жители таких городков до сих пор чувствуют себя брошенными и на это есть веские причины. В сегодняшней статье мы разберемся в чем отличается жизнь населения в закрытом военном городке и в поселении, которое передано на баланс муниципалитета.

Полное отсутствие обслуживание домов, дорог, муниципальных заведений, запущенное благоустройство- вот только несколько проблем, с которыми сталкиваются жители бывших военных городков. Почему так происходит? После снятия городка с баланса министерства обороны его следует прикрепить какому либо муниципальному образованию. Затем, все социальные объекты, дома и дороги передаются во владение данного муниципалитета. Однако этот процесс затягивается на многие годы и обслуживать жителей в этот период просто некому. Яркий тому пример- Выстрел. Пока объект не установят на баланс Солнечногорского района — обслуживать его город права не имеет, а министерство обороны, под предлогом передачи военного поселения городу, финансировать его тоже отказывается.

Как живется в закрытом военном городке? По логике вещей управляющие предприятия там исправно функционируют и добросовестно выполняют свои обязательства.

Давайте разбираться. В качестве примера возьмем закрытый военный городок(ЗВГ) Солнечногорск-30(Миронцево).

Первое отличие от открытого городка. На территорию городка по уставу пропускают только по пропускам. Благодаря этому преступности в городке практически быть не должно. Так ли это на самом деле?

В Советское время- возможно, но сегодня много что уже поменялось… Вокруг территории городка установлен бетонный забор. Можно провести параллель с железной дорогой Солнечногорска, пересечь которую можно только через мост, но это только официально. Всем жителям прекрасно известно, что около рынка(где раньше был наземный жд переход), благодаря проделанному ими же пролому в заборе, практически без проблемно можно пересечь жд пути. Железнодорожники неоднократно пытались заделать проход, но их попытки успехом не увенчались. Решетка, закрывающая пролом в заборе благополучно демонтировалась жителями в течении 24 часов. После же, последовало еще несколько попыток закрыть пролом. Ответом на это стал полный снос двух плит бетонного забора.

С нашим военным городком совершенно аналогичная ситуация. Тут даже пояснять ничего не нужно:

А вечером через этот пролом, по словам жителей, на территорию городка регулярно толпой ходят мигранты. Исходя из этого, «закрытым» городок уже можно назвать только условно.

ЖКХ.

В отличии от муниципалитетов, обслуживанием домов и территории в городке занимается не коммерческая фирма, а государственное предприятие, принадлежащее министерству обороны.- это будем считать вторым теоретическим отличием ЗВГ и ОВГ. Раз обслуживанием занимается ГУП, то может быть состояние домов и дорог достаточно хорошее?

Фактической разницы от открытых военных городков мы не увидели и здесь. На обслуживание средства практически не выделяются,и это ярко сказывается на общем состоянии городка. Если же в городе управляющие компании зачастую недобросовестно растрачивают налоги жителей, то здесь же просматривается просто полное отсутствие финансирования.


Штукатурка в подъездах отваливается, окна прогнивают.

В открытых городках зачастую можно встретить заброшенные здания советской эпохи. Может быть в закрытом городке все подобные здания функционируют и хоть как-нибудь поддерживаются?

Опять же нет. Здания благополучно забрасываются и разваливаются.


Отличительные особенности.

Из-за статуса «закрытого городка» в поселении есть соответствующие проблемы. Отсутствие интернет-провайдеров, магазинов и социальных объектов. Вот уже пол года жители Миронцево вообще живут без аптеки. На территории городка есть школа и детский сад. Примерная численность населения- 5-6 тысяч человек. На автобусе до Солнечногорска ехать около 30и минут.

Жалобы местному управлению по поводу отсутствия аптечного пункта игнорируются. Мы обратились в администрацию Солнечногорского района, с надеждой достучаться от туда до министерства обороны,но там помогать нам отказались:


Повторный запрос мы направили в правительство Московской области.

Перспективы городка.

Сенеж, Тимоново, Выстрел- эти, ранее закрытые, военные городки переданы, а некоторые из них до сих пор передаются, на баланс города Солнечногорска. Это сделать не так сложно, так как они практически граничат с городом. Миронцево же отдалено от Солнечногорска на 15 километров, поэтому о передачи его на баланс города и речи идти не может. А ближайшие сельские поселения брать на себя обслуживание городка,во всяком случае пока-что, не в состоянии.

Жителям остается только ждать лучших времен. Они обязательно настанут и жизнь в городке наладиться, однако когда это произойдет — вопрос риторический.

Итог.

Закрытые военные городки в нашем районе назвать «закрытыми» можно только условно. На конкретном примере мы убедились, что жизнь в таких поселениях ничем не лучше жизни в открытых городках, переданных муниципалитетам, а статус «закрытый» лишь добавляет проблем местному населению.



№ 75. Пункт 35 указанного Положения делит все военные городки на открытые (ОВГ) и закрытые (ЗВГ).

Открытые военные городки (ОВГ)

В России насчитывается около 7 000 открытых военных городков .

ОВГ ничем не отличаются от множества других (гражданских) населённых пунктов . Единственное их различие в том что земля под ОВГ и имущество до последнего времени принадлежали ведомствам, эксплуатирующим данные городки, на праве оперативного управления.

ОВУ (Органы военного управления) на местах представляют из себя соответствующие гражданским, военные административно-хозяйствующие субъекты: КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть), гарнизонный суд (или его отделение), военная прокуратура , комендатура и прочие (в идеале допускается отсутствие юрисдикции ОВД и ГИБДД , функции которых могут выполнять подразделения военной полиции и органы ВАИ - Военной автомобильной инспекции).

Однако, часть обособленных военных городков, имеющие статус населённых пунктов, получила гражданскую администрацию (должность главы администрации выборная, в полном соответствии с законодательством РФ), на которую возложены хозяйственные функции по части коммунально-бытового обеспечения населения и обслуживании жилого фонда (кроме непосредственно военных объектов, обслуживанием которых занимаются структуры от МО РФ), также при администрации имеется отдел распределения жилого фонда, отдел ЗАГС, отдел учёта военнослужащих запаса, паспортный стол отделения ФМС и т.д. При этом земля в таком гарнизоне по прежнему принадлежит Министерству обороны, кроме территории жилого городка, перешедшего в муниципальную собственность. Жилой фонд в таком городке как муниципальный, так и служебный, а приватизация и любые сделки с недвижимостью запрещены. Основанием для оформления регистрации граждан по месту жительства (прописки) при перемещении внутри гарнизона служит решение жилищной комиссии гарнизона, а для вновь прибывших граждан необходимо письменное разрешение начальника гарнизона на основании рапорта военнослужащего (заявления от гражданского персонала). Пропускной режим на ограничение перемещения иногородних лиц в таком ЗВГ никто не отменял, пропуска для военнослужащих выдаются в штабе части, для гражданских лиц - в администрации населённого пункта (в том числе временные пропуска для иногородних: например - доставка продуктов в магазины, пассажирский транспорт и т.п.). Для экстренного проезда через КПП гарнизона любого иногороднего транспорта (включая аварийные службы, полицию, представителей власти и вообще кого угодно) необходимо личное разрешение от дежурного по гарнизону непосредственно для лиц, несущих дежурство на КПП.

Гражданская администрация в гарнизоне значительно разгружает командование от хозяйственных функций (и позволяет перераспределить усилия в направлении боевой подготовки) и более эффективна в плане коммунально-бытового обеспечения населения.

ЗВГ

Особенности индексации военных городков


В/Г (в СССР и России) - комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих СА и ВМФ ВС СССР, как правило имеет свой номер например: Военный городок № 1 . Причём нумерация ВГ определяется соответствующим постановлением Правительства и не означает ровным счётом ничего - городков с совершенно одинаковым номером на территории страны может быть несколько десятков.

По традиции, сохранившейся от Советской Армии ВС СССР, на территории одного военного городка (в пределах одного периметра ограждения) могут располагаться несколько воинских частей. Но на контрольно-пропускных пунктах (КПП) военного городка на табличках, идентифицирующих войсковую часть указывается номер самой крупной (градообразующей) по численности личного состава воинской части, соединения или объединения.

Таблички с цифровыми указаниями других воинских частей внутри военного городка вывешиваются на принадлежащих им объектах (казармы , склады , парки для колёсной и гусеничной техники и т. д.).

В случае если на территории военного городка находится штаб соединения или объединения (дивизии /корпуса /армии и т. д.) и подчинённые ему воинские части, на КПП вывешивается номер войсковой части штаба (штаб соединения или объединения является войсковой частью).

Однако в крупных гарнизонах от вышеназванной системы могут отступать - общегарнизонные объекты не имеют вывесок с номерами в/ч, так как конкретно не относятся ни к одной из расквартированных частей, а замыкаются, к примеру, на отдельную комендатуру гарнизона. Например, на КПП может быть такая вывеска - "МО РФ. Контрольно-пропускной пункт №4 гарнизона Белые берёзки".

В военных городках собственные наименования улиц могут отсутствовать (тротуары и автомобильные проезды , разумеется, имеются), а жилые дома в этом случае именуются как «дом офицерского состава » (сокращённо ДОС ), нумерация домов производится, как правило, в порядке застройки.

См. также

Напишите отзыв о статье "Военный городок"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Военный городок

– Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
– Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни.

Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией. Князь Андрей Болконский с требуемыми бумагами вошел в кабинет главнокомандующего. Перед разложенным на столе планом сидели Кутузов и австрийский член гофкригсрата.
– А… – сказал Кутузов, оглядываясь на Болконского, как будто этим словом приглашая адъютанта подождать, и продолжал по французски начатый разговор.
– Я только говорю одно, генерал, – говорил Кутузов с приятным изяществом выражений и интонации, заставлявшим вслушиваться в каждое неторопливо сказанное слово. Видно было, что Кутузов и сам с удовольствием слушал себя. – Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена. Я давно уже присоединился бы к эрцгерцогу. И верьте моей чести, что для меня лично передать высшее начальство армией более меня сведущему и искусному генералу, какими так обильна Австрия, и сложить с себя всю эту тяжкую ответственность для меня лично было бы отрадой. Но обстоятельства бывают сильнее нас, генерал.
И Кутузов улыбнулся с таким выражением, как будто он говорил: «Вы имеете полное право не верить мне, и даже мне совершенно всё равно, верите ли вы мне или нет, но вы не имеете повода сказать мне это. И в этом то всё дело».
Австрийский генерал имел недовольный вид, но не мог не в том же тоне отвечать Кутузову.
– Напротив, – сказал он ворчливым и сердитым тоном, так противоречившим лестному значению произносимых слов, – напротив, участие вашего превосходительства в общем деле высоко ценится его величеством; но мы полагаем, что настоящее замедление лишает славные русские войска и их главнокомандующих тех лавров, которые они привыкли пожинать в битвах, – закончил он видимо приготовленную фразу.
Кутузов поклонился, не изменяя улыбки.
– А я так убежден и, основываясь на последнем письме, которым почтил меня его высочество эрцгерцог Фердинанд, предполагаю, что австрийские войска, под начальством столь искусного помощника, каков генерал Мак, теперь уже одержали решительную победу и не нуждаются более в нашей помощи, – сказал Кутузов.
Генерал нахмурился. Хотя и не было положительных известий о поражении австрийцев, но было слишком много обстоятельств, подтверждавших общие невыгодные слухи; и потому предположение Кутузова о победе австрийцев было весьма похоже на насмешку. Но Кутузов кротко улыбался, всё с тем же выражением, которое говорило, что он имеет право предполагать это. Действительно, последнее письмо, полученное им из армии Мака, извещало его о победе и о самом выгодном стратегическом положении армии.
– Дай ка сюда это письмо, – сказал Кутузов, обращаясь к князю Андрею. – Вот изволите видеть. – И Кутузов, с насмешливою улыбкой на концах губ, прочел по немецки австрийскому генералу следующее место из письма эрцгерцога Фердинанда: «Wir haben vollkommen zusammengehaltene Krafte, nahe an 70 000 Mann, um den Feind, wenn er den Lech passirte, angreifen und schlagen zu konnen. Wir konnen, da wir Meister von Ulm sind, den Vortheil, auch von beiden Uferien der Donau Meister zu bleiben, nicht verlieren; mithin auch jeden Augenblick, wenn der Feind den Lech nicht passirte, die Donau ubersetzen, uns auf seine Communikations Linie werfen, die Donau unterhalb repassiren und dem Feinde, wenn er sich gegen unsere treue Allirte mit ganzer Macht wenden wollte, seine Absicht alabald vereitelien. Wir werden auf solche Weise den Zeitpunkt, wo die Kaiserlich Ruseische Armee ausgerustet sein wird, muthig entgegenharren, und sodann leicht gemeinschaftlich die Moglichkeit finden, dem Feinde das Schicksal zuzubereiten, so er verdient». [Мы имеем вполне сосредоточенные силы, около 70 000 человек, так что мы можем атаковать и разбить неприятеля в случае переправы его через Лех. Так как мы уже владеем Ульмом, то мы можем удерживать за собою выгоду командования обоими берегами Дуная, стало быть, ежеминутно, в случае если неприятель не перейдет через Лех, переправиться через Дунай, броситься на его коммуникационную линию, ниже перейти обратно Дунай и неприятелю, если он вздумает обратить всю свою силу на наших верных союзников, не дать исполнить его намерение. Таким образом мы будем бодро ожидать времени, когда императорская российская армия совсем изготовится, и затем вместе легко найдем возможность уготовить неприятелю участь, коей он заслуживает».]
Кутузов тяжело вздохнул, окончив этот период, и внимательно и ласково посмотрел на члена гофкригсрата.
– Но вы знаете, ваше превосходительство, мудрое правило, предписывающее предполагать худшее, – сказал австрийский генерал, видимо желая покончить с шутками и приступить к делу.
Он невольно оглянулся на адъютанта.
– Извините, генерал, – перебил его Кутузов и тоже поворотился к князю Андрею. – Вот что, мой любезный, возьми ты все донесения от наших лазутчиков у Козловского. Вот два письма от графа Ностица, вот письмо от его высочества эрцгерцога Фердинанда, вот еще, – сказал он, подавая ему несколько бумаг. – И из всего этого чистенько, на французском языке, составь mеmorandum, записочку, для видимости всех тех известий, которые мы о действиях австрийской армии имели. Ну, так то, и представь его превосходительству.
Князь Андрей наклонил голову в знак того, что понял с первых слов не только то, что было сказано, но и то, что желал бы сказать ему Кутузов. Он собрал бумаги, и, отдав общий поклон, тихо шагая по ковру, вышел в приемную.
Несмотря на то, что еще не много времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее.
Кутузов, которого он догнал еще в Польше, принял его очень ласково, обещал ему не забывать его, отличал от других адъютантов, брал с собою в Вену и давал более серьезные поручения. Из Вены Кутузов писал своему старому товарищу, отцу князя Андрея:
«Ваш сын, – писал он, – надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим занятиям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».
В штабе Кутузова, между товарищами сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации.
Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись.
Выйдя в приемную из кабинета Кутузова, князь Андрей с бумагами подошел к товарищу,дежурному адъютанту Козловскому, который с книгой сидел у окна.
– Ну, что, князь? – спросил Козловский.
– Приказано составить записку, почему нейдем вперед.
– А почему?
Князь Андрей пожал плечами.
– Нет известия от Мака? – спросил Козловский.
– Нет.
– Ежели бы правда, что он разбит, так пришло бы известие.
– Вероятно, – сказал князь Андрей и направился к выходной двери; но в то же время навстречу ему, хлопнув дверью, быстро вошел в приемную высокий, очевидно приезжий, австрийский генерал в сюртуке, с повязанною черным платком головой и с орденом Марии Терезии на шее. Князь Андрей остановился.
– Генерал аншеф Кутузов? – быстро проговорил приезжий генерал с резким немецким выговором, оглядываясь на обе стороны и без остановки проходя к двери кабинета.
– Генерал аншеф занят, – сказал Козловский, торопливо подходя к неизвестному генералу и загораживая ему дорогу от двери. – Как прикажете доложить?
Неизвестный генерал презрительно оглянулся сверху вниз на невысокого ростом Козловского, как будто удивляясь, что его могут не знать.
– Генерал аншеф занят, – спокойно повторил Козловский.
Лицо генерала нахмурилось, губы его дернулись и задрожали. Он вынул записную книжку, быстро начертил что то карандашом, вырвал листок, отдал, быстрыми шагами подошел к окну, бросил свое тело на стул и оглянул бывших в комнате, как будто спрашивая: зачем они на него смотрят? Потом генерал поднял голову, вытянул шею, как будто намереваясь что то сказать, но тотчас же, как будто небрежно начиная напевать про себя, произвел странный звук, который тотчас же пресекся. Дверь кабинета отворилась, и на пороге ее показался Кутузов. Генерал с повязанною головой, как будто убегая от опасности, нагнувшись, большими, быстрыми шагами худых ног подошел к Кутузову.
– Vous voyez le malheureux Mack, [Вы видите несчастного Мака.] – проговорил он сорвавшимся голосом.
Лицо Кутузова, стоявшего в дверях кабинета, несколько мгновений оставалось совершенно неподвижно. Потом, как волна, пробежала по его лицу морщина, лоб разгладился; он почтительно наклонил голову, закрыл глаза, молча пропустил мимо себя Мака и сам за собой затворил дверь.
Слух, уже распространенный прежде, о разбитии австрийцев и о сдаче всей армии под Ульмом, оказывался справедливым. Через полчаса уже по разным направлениям были разосланы адъютанты с приказаниями, доказывавшими, что скоро и русские войска, до сих пор бывшие в бездействии, должны будут встретиться с неприятелем.
Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. Увидав Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина кампании проиграна, понял всю трудность положения русских войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней.
Невольно он испытывал волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии и о том, что через неделю, может быть, придется ему увидеть и принять участие в столкновении русских с французами, впервые после Суворова.
Но он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя.

«Золотой век» для бесквартирных военнослужащих и уволенных в запас похоже закончился. Широкие жесты и раздача жилья по всей видимости подрезали бюджет государства, качели щедрости накренило в сторону «обобрать и отобрать».

Речь собственно говоря о тех гражданах, которые волею судьбы закончили военную службы в отдаленных от центральных городов страны закрытых военных городках. Обеспеченные служебным жильем, они увольнялись с военной службы в надежде получить квадратные метры за забором в порядке очереди. Наивные люди, они даже не задумывались о «великом обмане»! Привыкшие к ожиданию, по истечению 7-10 лет (очень средние сроки) они так ничего и не дождались. Обещания, обещания и обещания. При этом, навязанный государством способ получения жилого помещения посредством Государственного жилищного сертификата (ГЖС) – мягко сказать очень экономный и не соразмерный с рыночными ценами на жилье. Сведующие люди подтвердят мои слова. Однако и тут государство не раскошелилось. Почему такая не логичность. При том, что ГЖС – это минимум половины стоимости средств, вкладываемых в строительство жилья. Предполагаю, - по причине невозможности получения «откатов» с социальных выплат предусмотренных жилищным сертификатом.

И что в итоге: мудрое руководство страны, видимо не без участия печально известного Сердюкова, внесло ряд изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года № 752-р, - и исключило большинство закрытых военных городков из числа таковых. К примеру, 11.10.2011 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1779-р п/о Порошино Камышловского района Свердловской области (учебный центр Елань) исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Таких по стране очень много.

А дальше все очень просто: всем бывшим военнослужащим, их семьям, в том числе тем, кто потерял кормильца, региональные управления жилищного обеспечения военнослужащих (правопреемники жилищных комиссий воинских частей и районных КЭЧ) разослали уведомления простого содержания, что городок утратил статус закрытого, правовые основания на обеспечение жильем тех, кто многие-многие годы ждал отселения, отсутствуют, решайте жилищные проблемы в общем порядке.

Правда, говоря про общий порядок, не было упомянуто, что служебные жилые помещения, в которых проживают очередники, в силу закона не подлежат приватизации (п. 6 ст. 15 указанного Закона и ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07. 1991 года N 1541-1 исключают передачу в собственность служебных жилых помещений без согласия собственника, т.е. Российской Федерации).

Народ пошел в суды – народ получил отказы в удовлетворении требований в приватизации, предоставлении государственного жилищного сертификата, восстановлении в очереди на жилье, и т.д. и т.п.

Наверное наши чиновники, принимающие участие в решении жилищного вопроса бывшего госслужащего посредством подготовки нормативного акта или в качестве представителя госорганов в судах, рассудили так, варианты:

- «я свою жилищную проблему решил (решаю) сам, пусть и они сами решают как хотят»;

- «государственные интересы превыше всего»;

- «и в служебной квартире можно жить, никто же их не выгоняет»;

- «хотят уехать к себе на родину – пусть едут, никто им не мешает»;

- «будут приняты необходимые меры по снятия с квартир бывших закрытых военных городков статуса служебных и жильцы получат право приватизации (но не дождетесь бесплатной (хи-хи про себя) – через год-то она закончится, а бумаги лет пять будут ходить и согласовываться)»;

- «на природе в экологически чистом районе жить хорошо, чего еще жаловаться».

Конечно это все не так. Все во благо несмышленых подданных.

Покончив с лирикой, немножко порассуждаем над проблемой с точки зрения юридической.

Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1. ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Общий порядок признания нуждающимся в жилье, предусмотренный статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, - никто не отменял.

Из вышеизложенного очевидно: отслужил положенное – освобождай жилье, которое для исполнения обязанностей и предоставлено было. Если выслуга лет военной службы и основания увольнения военнослужащего в запас дают право на жилое помещение по договору социального найма или в собственность – получи его, а служебную сдай. Ну куда проще! Видимо не случайно в древние времена жаждущие принятия новых законов зачитывали их с петлей на шее: сочтут слушающие предложения достойными - закон будет принят, не понравится – увы, не повезло. Наверное поэтому закон и справедливость шли рука об руку.

Далее. Право на получение государственных жилищных сертификатов имеют как сами военнослужащие, увольняемые в запас военной службы (п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»), так и утратившие статус военнослужащих, но проживающие в закрытых военных городках - в порядке отселения (п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153).

Вот тут то и начинаются проблемы.

Пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, следующие категории граждан Российской Федерации:

а)…граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

б)…граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Естественно, военнослужащих сначала увольняли в запас. После увольнения принимали в число отселенцев с военного городка по пп «а» п. 5 Правил.

Почему так? Все просто – это выгодно государству: если военнослужащего оставлять в списках воинской части до обеспечения жильем – ему надо платить долго до самого момента предоставления жилья. Кстати, много военнослужащих (в первую очередь не имеющих никакой квартиры) так именно и сделали – требовали сначала дать жилье. А потом соглашались с увольнением. И сидели за штатом, ничего не делая и получая денежное довольствие по многу лет! (и ведь никто из Правительства и Министерства обороны, публично во всяком случае, не пострадал за перерасход государственных средств, как говорят в Америке – денег налогоплательщиков).

А вот кто завершал службу не по месту нахождения служебной квартиры, то еще интереснее. Инструкцией о порядке обеспечения жилым помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80, предусматривалось исключение военнослужащего из числа нуждающихся по старому месту военной службу в связи с перемещением к новому. По этой причине тем, кто заканчивал службу не по месту нахождения служебного жилья, выбирать приходилось не долго – либо жить на съемной квартире без семьи и бесконечно ждать положенное жилье за штатом (платили до 2012 г, кто помнит, далеко не богато), либо увольняться и дожидаться квадратных метров жилой площади в служебке закрытого военного городка.

И получается, распоряжением Правительства о снятии статуса закрытого военного городка вышеуказанный пп «б» п. 5 Правил перестает быть основанием для предоставления государственного жилищного сертификата, а относительно пп «а» принимается как данное, что граждане, уволенные в запас, стояли после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) НЕ в федеральном органе исполнительной власти, а в жилищных комиссиях воинских частей, гарнизонов, КЭЧ районов, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (как вариант), которые ну никаким образом к Министерству обороны отношения не имеют и в состав данного федерального органа исполнительной власти не входили и не входят. Можно подумать, что Управление жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации – это типо коммерческая или общественная организация, которые по своей инициативе занялись вопросами управления и распределения государственного жилья, а атрибутика ФГКУ и МО РФ – это как номера на машину, покупаются и выбираются (без сарказма ну никак).

То есть получается: кто право дает, тот имеет и право его забрать. На мой взгляд детские считалочки более справедливы: первое слово дороже второго, - это для примера. Впрочем, действующим законодательством, в т.ч. Гражданским кодексом РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства тоже не предусматривается (основания для отказа прописаны в Жилищном кодексе РСФСР и РФ).

Да и с Конституционными правами сложившаяся ситуация как-то не очень вяжется:

1. Статья 19 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство всех перед законом и судом.

Однако, при гарантии государства на обеспечение всех нуждающихся в жилье военнослужащих и увольняемых в запас граждан, те, кто отказался от увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения - получают жилые помещения, а избравшие альтернативный способ решения жилищного вопроса через жилищный сертификат и сэкономил немалые государственные деньги, которые выплачиваются заштатникам, - в праве на жилье отказано.

Неравенство проявляется и в недоступности для данных граждан права собственности на жилое помещение в отличии от многих тысяч других, уволенных с военной службы.

2. В соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Тем не менее, распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, исключающие городки из числа закрытых, лишают возможности военнослужащих запаса приобрести жилище в предложенном государством и закрепленном законодательно порядке. Новых порядка и правил взамен, равнозначных, им никто не предлагает. При этом выбор жилищного сертификата для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства – это один из возможных путей решения жилищного вопроса. И если НАШ ЗАКОН подобен «Русской рулетке», - то надо хотя бы предупреждать об этом всех, кто возлагает надежды на государство и вверяет ему заботу о себе взамен на служение.

3. Пунктами 2-3 ст. 55 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В данном случае, снятие статуса закрытого военного городка фактически не изменило правового статуса служебного жилого фонда, расположенного в нем, но существенно ограничило право жильцов на гарантированное получение жилого помещения.

4. Конституционное право военнослужащего на выбор места жительства по увольнению в запас с военной службы, предусмотренное ст. 27 Конституции Российской Федерации и соответствующими статьями ФЗ «О статусе военнослужащих», в следствие привязанности к служебному жилью уволенных граждан, также оказывается существенно ограниченным.

Вышесказанное – только лишь мое мнение. Такой ситуации можно было бы избежать:

если бы все граждане нашей страны были грамотными юристами и умели предвосхищать развитие событий (замечательный фильм по этому поводу «Трасса 66»);

если бы всех увольняемых военнослужащих предупреждали и объясняли (под роспись) о правовых последствиях выбора того или иного пути.

Второе исполнимо, но …. Всем нравится сказка про Буратино и поле чудес в стране Дураков.

И все же свои права следует отстаивать, а не опускать раньше времени руки. И если представленные мной размышления по поводу будут способствовать изменению сложившейся отрицательной практике, - значит не зря потрачено время.

Наверное, суть Гражданского общества состоит в диалоге: одни говорят, другие слушают, а вместе находят решение вопроса, удовлетворяющее все стороны.

Нет на карте такого места (к вопросу о закрытых военных городках)

майор юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации

Понятие «закрытого военного городка» не име­ет законодательного закрепления. Толкование это­го понятия нередко приводит проживающих в та­ких городках граждан в неопределенное положение: какими же правами пользоваться?

В судебной практике встречаются случаи, когда делается вывод о соответствии статуса закрытого военного городка статусу закрытого администра­тивно-территориального образования и фактичес­ки их тождестве.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 29.09.1995г. при вынесении определения по делу Беднарского о приватизации жилья на территории военного городка в отношении статуса закрытого военного городка делает ссылку на то обстоятель­ство, что согласно действующему законодательству, в частности Закону Российской Федерации от 01.01.2001 г. «О закрытом административно-терри­ториальном образовании» и постановлению Вер­ховного Совета Российской Федерации о порядке введения этого Закона в действие, все существую­щие в Российской Федерации на момент вступле­ния в силу указанного Закона административно-территориальные образования (города и поселки), созданные в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета РСФСР как закрытые, приоб­ретают статус закрытых административно-территориальных образований.

Аналогичный вывод делает в статье «Статус военных городков (см. «Домашний адвокат», 1997 г. № 2) уважаемая Лариса Иванова. Автор, сравнивая «закрытый военный городок» с «закрытым адми­нистративно-территориальным образованием» утверждает, что как следует из Постановления Вер­ховного Совета Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000-1, принадлежность военного городка к закрытым определяется его соответстви­ем статусу закрытого административно-территори­ального образования по Закону РФ «О закрытом административно-территориальном образовании».

Вместе с тем, позволю не согласиться с таким мнением и считаю, что это два различных понятия. И вот почему.

1) Положением о порядке решения вопросов ад­министративно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Вер­ховного Совета РСФСР от 01.01.2001 г. (Ведомос­ти Верховного Совета РСФСР, 1982г., №34, ст. 1271) было установлено, что образование горо­дов производится Президиумом Верховного Сове­та РСФСР по представлению исполкомов краевых, областных, городских Советов народных депута­тов, а образование и объединение сельсоветов и установление их административных центров - Пре­зидиумами Верховных Советов автономных респуб­лик, исполкомами краевых, областных, городских Советов народных депутатов.

Населенные пункты, находившиеся на террито­рии РСФСР, делились на городские и сельские.

К городским населенным пунктам относятся го­рода республиканского, краевого, областного, ок­ружного и районного подчинения, рабочие, курор­тные и дачные поселки, к сельским все остальные населенные пункты.

В условиях послевоенного восстановления на­родного хозяйства, укрепления обороноспособно­сти страны размещение военных городков по всей стране происходило в условиях строжайшей секрет­ности. Основанием для привязки к местности и кон­кретной дислокации воинской части, а также созда­ния при этой воинской части военного городка были постановления Совета Министров СССР. Как правило, органам исполнительной власти краев, областей ставилась задача об изъятии у отдельных землепользователей земельных участков для нужд обороны страны.

Основанием для принятия воинских частей на квартирное довольствие и соответственно возведе­ния на месте дислокации казарменно-жилищного фонда воинской части и образования военного го­родка являлись приказы или директивы о форми­ровании воинских частей или их передислокации.

2) Обязательным атрибутом населенного пунк­та является его наименование. Наименование насе­ленных пунктов производится с учетом общегосу­дарственных интересов, а также географических, исторических, национальных, бытовых и других местных условий, мнения местного населения.

Имеет ли военный городок наименование? Орга­нами военного управления военному городку при­сваивается номер, а именуется он по ближайшему населенному пункту, либо почтовому адресу, либо с учетом сложившегося делового оборота.

3) Населенные пункты подлежат учету и регист­рации. Учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также регистрация вновь возникших населенных пунктов производилась Президиумами Верховных Советов республик, исполкомами краевых, облас­тных, городских Советов народных депутатов.

Учету и регистрации подлежат все администра­тивно-территориальные единицы, а также населен­ные пункты, имеющие закрепленную за ними тер­риторию и постоянно проживающее в них населе­ние.

Вместе с тем, в п. 35 Положения о порядке реше­ния вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Прези­диума Верховного Совета РСФСР от 01.01.2001 г. подчеркивается, что небольшие населенные пунк­ты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения, а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которы­ми они связаны в административном или террито­риальном отношениях.

4) В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-терри­ториальном образовании» закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления терри­ториальное образование, в пределах которого рас­положены промышленные предприятия по перера­ботке, изготовлению, хранению и утилизации ору­жия массового поражения, переработке радиоак­тивных и других материалов, военные и иные объек­ты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государ­ственной тайны, включающий специальные усло­вия проживания граждан.

В то же время под «военным городком» пони­мается комплекс зданий и сооружений, расположен­ных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для раз­мещения военнослужащих, рабочих и служащих (см. п. 34 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Ар­мии и Военно-Морского Флота, введенного прика­зом Министра обороны СССР 1977 г. № 75).

Обязательными признаками военного городка являются:

По его расположению - обособленность терри­тории, т. е. наличие у него определенных границ (причем, военный городок может находится как в черте населенного пункта, так и за его пределами);

По назначению - военный городок предназна­чен для размещения и проживания в нем военнос­лужащих и других лиц, состоящих в связи с Воору­женными Силами и другими государственными во­инскими формированиями;

По органам власти - отсутствие органов мест­ного самоуправления, и наличие органов военной администрации (начальник гарнизона, командир воинской части).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переселении из закрытых военных город­ков лиц, утративших связь с Вооруженными Сила­ми СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жи­лой площадью прапорщиков, мичманов и военнос­лужащих сверхсрочной службы» от 8.12.1980г. № 000 в пункте 1 выделяет следующие признаки закрытого военного городка:

Нахождение обособленных военных городков при войсковых частях, расположенных вне черты населенных пунктов;

Система пропусков в военных городках, рас­положенных в населенных пунктах.

Пункт 35 Положения о квартирно-эксплуатаци­онной службе и квартирном довольствии Советс­кой Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР

1977 г. № 75 также к закрытым военным городкам относит:

Военные городки воинских частей, располо­женные в населенных пунктах и имеющие систему пропусков;

Обособленные военные городки воинских час­тей, расположенные вне черты населенных пунктов.

5) Согласно п. 1 ст. 2 Закона Российской Феде­рации «О закрытом административно-территори­альном образовании» решение о создании закры­того административно-территориального образо­вания принимается Президентом Российской Феде­рации.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8.12.1980г. № 000 порядок утверждения перечней закрытых военных городков устанавливался соответственно Мини­стерством обороны, Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопас­ности СССР.

В Министерстве обороны такой порядок уста­новлен пунктом 2 приказа Министра обороны «О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Советской Армией и Военно-Морским Флотом, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужа­щих сверхсрочной службы» от 01.01.2001 г. № 000. Утверждать перечни закрытых и обособленных во­енных городков, находящихся на территории окру­га, флота независимо от подчиненности воинских частей, размещенных в таких городках предостав­лено командующим войсками округов и флотами.

Специальной оговорки в отношении компетен­ции других лиц по утверждению перечней закры­тых военных городков нет, а следовательно это оз­начает, что, например, командующий войсками Московского округа ПВО правом на утверждение перечней закрытых и обособленных военных город­ков не обладает.

6) Законом Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» (ст. 8) разрешена приватизация жилых помещений на территории закрытого административно-терри­ториального образования.

В противовес этому, в домах закрытых военных городков жилые помещения не подлежат привати­зации (см. ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Фе­дерации» от 4.07.1991 г. № 000-1).

Пунктом 1 распоряжения Правительства Россий­ской Федерации от 4.09.1992 г. исполни-

тельным органам государственной власти респуб­лик в составе Российской Федерации, краев, облас­тей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано исключить случаи изменения статуса обособленных и закрытых воен­ных городков и приватизации жилья в них.

7) Право граждан Российской Федерации на сво­боду передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации мо­жет быть ограничено в соответствии с законами Российской Федерации как на территории закры­тых военных городков, так и на территории закры­тых административно-территориальных образова­ний (см. ст. 8 Закона Российской Федерации «О пра­ве граждан Российской Федерации на свободу пе­редвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 01.01.2001 г. № 000-1).

8) На основании статьи 94 Жилищного кодекса РСФСР лица, уволенные с военной службы в запас или отставку, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предостав­лением другого благоустроенного жилого помеще­ния.

В отношении закрытых административно-терри­ториальных образований постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации «О мерах по социальной защите населения, прожи­вающего и работающего в закрытых администра­тивно-территориальных образованиях» от 01.01.2001г. № 000 установило, что гражданам, выезжающим из закрытых административно-терри­ториальных образований на другое место житель­ства в связи с ограничением дальнейшего их про­живания по условиям особого режима, утратой ими производственной или служебной связи с предпри­ятием и (или) объектом, учреждением и организа­цией, расположенными на территории закрытых административно-территориальных образований, выплачивается компенсация за сданное в муници­пальную или ведомственную собственность принад­лежащее им жилье либо они обеспечиваются жиль­ем по установленным нормам на новом месте жи­тельства в соответствии со статьей 7 Закона Рос­сийской Федерации «О закрытом административ­но-территориальном образовании».

Таким образом, мы видим, что закрытый воен­ный городок имеет особый статус, не соответству­ющий статусу закрытого административно-терри­ториального образования.

Десятки тысяч жителей закрытых военных городков наконец-то получат возможность приватизировать свои квартиры.

Эту возможность им предоставило распоряжение правительства РФ N1470 от 19 августа нынешнего года.

Новый документ вывел из состава охраняемых жилищных зон Вооруженных сил и Федеральной службы безопасности более 130 населенных пунктов в 39 российских регионах. Они разбросаны по всей стране - от Хабаровского края до Калининградской области.

Своеобразным лидером в этом списке стало Приморье с 17 еще недавно закрытыми населенными пунктами. В Забайкалье из особого правительственного списка вычеркнут 10 городов и поселков, в Калининградской области - 16, в Волгоградской и Ростовской областях, а также Краснодарском крае - по 7. Ровно столько же военно-территориальных образований откроют в Московской области. Среди них немало известных городов. Например, Звенигород и Кубинка. Причастность кое-каких населенных пунктов Подмосковья к оборонным объектам легко определяется по цифровой добавке к их названиям. Скажем, в распоряжении кабинета министров упоминаются Коломна-1, Солнечногорск-2, Чехов-4, Кубинка-1.

Статус некогда закрытых военных гарнизонов правительство поменяло по представлению минобороны. Для чего это было сделано? В военном ведомстве корреспонденту "РГ" объяснили, что такая открытость связана с двумя причинами. Первая обусловлена новым обликом Вооруженных сил. Еще лет десять назад на балансе минобороны находились 7640 военных городков со 175 639 зданиями так называемого казарменно-жилого фонда. Он вмещал 710 тысяч квартир, где проживало около 2 миллионов человек. Только на содержание армейского жилья ежегодно тратилось около 30 миллиардов рублей.

Сейчас взят курс на укрупнение военных городков. Многие гарнизоны решено ликвидировать или перевести в места массовой дислокации войск. Когда речь идет о доступных любому россиянину объектах, проблема решается относительно просто. Военные семьи переводят из расформированного военного городка к новому месту службы, а землю и здания со всеми коммуникациями передают на баланс муниципальных властей. Люди, которые давно расстались с армией, но проживали на территории воинской части, автоматически переходят из разряда "военного" населения в гражданское. Если поблизости от гарнизона нет муниципального образования, народ переселяют в другие места с помощью государственных жилищных сертификатов и иных социальных программ.

С закрытыми военными городками ситуация сложней. И именно с ней связана вторая причина выхода соответствующих распоряжений правительства. Дело в том, что пока населенный пункт фигурирует в особом списке кабинета министров, все жилье и здания соцкультбыта на его территории относятся к служебному ведению. Такие квартиры по Жилищному кодексу РФ нельзя приватизировать, а следовательно - продавать и завещать. Затруднен даже их обмен. Ему обязательно должно предшествовать заключение договора социального найма на жилье.

От таких ограничений особенно страдают семьи военных пенсионеров. По закону они подлежат отселению из закрытых армейских и флотских городков. Квартиры по избранному месту жительства ветеранам со стажем обязаны предоставлять муниципальные власти. Но на практике такое случается редко - у мэров и глав администрации хватает своих очередников на квадратные метры. Поэтому отставники не спешат расставаться с военными "служебками". Временная крыша над головой на десятилетия становится для них постоянной.

Чтобы как-то помочь бывшим капитанам-майорам и их семьям, правительство время от времени пересматривает список закрытых военных городков, вычеркивает оттуда населенные пункты. Это дает возможность людям переводить свое ведомственное жилье в обычное и затем приватизировать служебную жилплощадь. В минобороны к такой практике относятся с пониманием.

Однако это не значит, что все закрытые военные городки со временем поменяют свой статус. В Вооруженных силах были и всегда останутся гарнизоны, круглосуточная охрана и жесткий пропускной режим в которых вызваны служебной необходимостью. Судя по всему, для них будет разработан особый механизм отселения отставников.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «avon-website.ru»