Налогообложение малого бизнеса. Общая система и особенности налогообложения малого бизнеса Налоговые ставки для малого бизнеса

Подписаться
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:

ИП и организации, отнесенные к субъектам малого бизнеса, имеют право на различные льготы в части ведения учета и уплаты налогов. В статье разберем особенности налогообложения малого предприятия в 2018 году: должен ли субъект малого бизнеса платить НДС, НДФЛ, налог на прибыль и в каких случаях.

Что такое малое предприятие: критерии 2018 года

Субъектом малого и среднего бизнеса может быть признаны как организации в форме юридического лица, так и индивидуальные предприниматели при условии соблюдения:

  • лимита доходов;
  • ограничений по численности сотрудников (штатных и наемных);
  • предельного показателя допустимой доли других организаций в уставном капитале фирмы.

Требования для причисления субъекта хозяйствования к категории малых предприятий установлены действующими законодательными актами. В 2018 году законодатели установили следующие критерии для малых предприятий:

№ п/п

Критерии для малого предприятия

Описание

1 Уровень дохода

Сумма дохода, полученная организацией по итогам отчетного года, не должна превышать 800.000.000 руб. Данная сумма рассчитывается на основании выбранной системы налогообложения и подтверждается показателями, отраженными в налоговой декларации

Численность сотрудников Среднесписочная численность сотрудников организации, рассчитанная по итогам отчетного года, не должна составлять более 100 человек
3 Доля других организации в уставном капитале предприятия

Ограничение относительно доли участия других организаций в уставном капитале фирмы установлены в следующем размере:

  • до 25% – при участии федеральных и муниципальных формирований, религиозных и общественных организаций;
  • до 49% – при участии юрлиц.

Доля участия организаций, которые сами являются субъектами малого предпринимательства, лимитом не ограничена.

Также действующими законодательными актами установлены требования для отнесения организаций и ИП к категории микро- и средних предприятий:

Учет малых предприятий

С 2016 года государство веден учет малых предприятий в ЕРСМиСП (единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства).

Информация о субъектах малого и среднего бизнеса в Едином реестре отражается органом фискальной службы на основании имеющихся отчетных документах:

  • налоговых деклараций;
  • отчетах о среднесписочном количестве сотрудников;
  • данных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Для включения организации в ЕРСМиСП специально обращаться в ФНС не нужно. Территориальный орган фискальной службы самостоятельно обрабатывает имеющиеся отчетные документы и, при соответствии показателей необходимым требованиям, включает организацию или ИП в ЕРСМиСП.

Информация об организациях и ИП, включенных в ЕРСМиСП, размещена на официальном сайте ФНС и является общедоступной для всех интернет-пользователей (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/).

Особенности налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса зависит от налогового режима, выбранного и использующегося организацией. Также от системы налогообложения зависит, признается ли малое предприятие плательщиком НДС, НДФЛ и налога на прибыль.

Налоги для малого предприятия на УСН

Субъект малого бизнеса может использовать упрощенную систему налогообложения в случае, если его деятельность удовлетворяет следующим требованиям:

  • уровень годового дохода не превышает 150.000.000 руб.;
  • среднесписочное количество сотрудников составляет не более 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств в собственности фирмы не превышает 000.000 руб.

Если субъектом малого предпринимательства выступает организация, то для получения права на применение «упрощенки» фирме необходимо не иметь филиалов и представительств, а также соблюдать условия участия других организаций в собственном уставном капитале (до 25%).

Подразумевается, что организация, включенная в ЕРСМиСП в качестве малого предприятия, уже удовлетворяет необходимым требованиям УСН в части уровня дохода и количества сотрудников. Но для получения права на использование «упрощенки» организация должна соответствовать всем прочим требованиями налогового режима (отсутствие филиалов, лимит остаточной стоимости ОС).

Расчет налога для малых предприятий на УСН зависит от выбранной налоговой схемы:

  1. Организации и ИП на УСН «Доходы 6%» рассчитывают налог как произведение налоговой базы (доход без учета расходов) и ставки 6%.
  2. Субъекты малого предпринимательства на УСН «Доходы минус расходы 15%» определяют налоговую базу как разность полученных доходов и понесенных расходов.

Малое предприятие на УСН не является плательщиком НДС и налога на прибыль. При этом организации, выступающие субъектами малого бизнеса и имеющие в штате работников, признаются плательщиками НДФЛ в качестве налоговых агентов. ИП с работниками обязан выплачивать НДФЛ не только за сотрудников, но и за себя.

Субъект малого бизнеса на патенте

Плательщиками налога на патентной системе налогообложения (ПСН) могут выступать только индивидуальные предприниматели со среднесписочным количеством наемных работников до 15 человек, при условии, что ИП ведет деятельность согласно закрытому перечню гл. 26.5 НК РФ.

Патент выдается с любой даты сроком от 1-го до 12-ти месяцев. Оплата налога на ПСН оплачивается авансом на полный срок действия патента.

ИП на патенте не являются плательщиками НДС, НДФЛ, налога на прибыль. При этом предприниматели на патенте обязаны исчислять и выплачивать НДФЛ за наемных работников в установленном порядке.

ЕНВД для малых предприятий

Юрлица и ИП, отнесенные к категории субъектов малого и среднего бизнеса, могут выступать плательщиками ЕНВД при условии, что деятельность субъекта хозяйствования соответствует закрытому перечню, приведенному в п.2 ст.346.26 НК РФ.

Малые предприятия и ИП могут применять ЕНВД, если:

  • среднесписочная численность сотрудников организации не превышает 100 человек;
  • доля участия других организаций в уставном капитале фирмы составляет не более 25%;
  • фирма не осуществляет деятельность в рамках договора простого товарищества или доверительного управления;
  • ЕНВД введен в действие на территории субъекта РФ, в котором ведет деятельность предприятие.

Плательщиками ЕНВД не могут быть малые предприятия, сдающие в аренду автозаправочные станции.

Малые предприятия, выступающие плательщиками ЕНВД, освобождаются от уплаты:

  • НДС;
  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

Предприниматели на ЕНВД также освобождаются от уплаты НДФЛ за себя. При наличии наемных работников (как у ИП, так и в организации) субъект малого бизнеса, исполняя обязанности налогового агента, обязан уплачивать НДФЛ в общем порядке.

Субъект малого бизнеса на ОСНО

В случае если малое предприятие не соответствует требованиям, установленным для перехода на УСН, ЕНВД или ПСН, то в таком случае субъект хозяйствования признается плательщиком налога на общих основаниях (ОСНО) и приобретает обязательства по уплате НДС, НДФЛ (для ИП), налога на прибыль (для юрлиц).

Упрощенный учет для малых предприятий

Вне зависимости от выбранной системы налогообложения, субъект малого предпринимательства может:

  • не устанавливать и соблюдать лимита кассы;
  • начислять амортизацию на основные средства не ежемесячно, а 1 раз в год;
  • не составлять локальные акты в части регулирования правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности, условий премирования сотрудников, т.п.

Отметим, что освобождение от обязательств по оформлению локальных нормативных актов освобождены только микропредприятия при условии, что график сменности и прочие условий труда утверждены в трудовых договорах с сотрудниками.

Выбирая для малого бизнеса наилучшее налогообложения нелегко запутаться в имеющихся системах. В зависимости от вида деятельности, его размаха и распространенности в других регионах России предпринимателю может подойти та или система налогообложения:
- налогообложение единого налога на вмененный доход (ЕНВД );
- налогообложение с упрощенной системой с 15% обложением прибыли (УСН15);
- налогообложение с упрощенной системой с 6% обложением дохода (УСН6).
Все эти системы предусмотрены законодательством России для облегчения ведения малой предпринимательской деятельности для граждан РФ. При составлении предпринимателем бизнес-плана желательно рассмотреть нюансы всех этих систем самостоятельно или при содействии специалиста для выбора наиболее оптимальной. Некоторые их особенности рассмотрены в данной статье.

При несоответствии каких-либо требований упрощенных систем к предприятию они облагаются одной из стандартных систем по сбору налогов:
- налогообложение без необходимости регистрации плательщика НДС (ТСН-НДС);
- налогообложение с обязательной регистрацией плательщика НДС (ТСН +НДС).
Уплата налогов по системе ТСН не предусматривает щадящее отношение к малому бизнесу, заставляя его конкурировать со всеми игроками рынка. Подробнее о традиционной системе налогообложения можно почитать в конце статьи.

УСН.
Применив УСН индивидуальный предприниматель, при соблюдении некоторых условий, освобождается от уплаты НДС, налогов, облагающих имущество физ. лиц, а также от уплаты НДФЛ . Организации, применившие УСН , более не облагаются налогом на прибыль, имущество и НДС. Такая форма налогообложения позволяет малому бизнесу освободиться от ОСН (общая система налогообложения), ставки которой выше упрощенной системы.

В связи с изменениями, внесенными законодательством в 2013 году, система налогообложения на упрощенной основе может стать более лучшей системой налогообложения для малого бизнеса. Взнос налогов по УСН6 ограничивается уплатой стоимости самого патента и составляет 6% от предполагаемого годового дохода работы предприятия. Удобно УСН тем, что срок его действия может быть как коротким (1 месяц), так и длительным (1 год), позволяя предпринимателю выбрать оптимальный период его использования для своего бизнеса.

Система сбора налогов УСН6 будет выгодна тем бизнес учреждениям, область которых распространяется, к примеру, на предоставление услуг. Расходы таких предприятий в большей степени будут зависеть от величины зарплат сотрудников и отчислений по зарплатным налогам.

УСН15 может оказаться оптимальной, если прибыль от деятельности предприятия планируется не высокой или вовсе стоит под вопросом. Оплачивая лишь налог на прибыль, предприниматель может не беспокоиться о том, что загонит свою компанию в еще больший минус при отрицательных показателях прибыльности за отчетный период при использовании УСН6. Тем не менее, использование УСН15 влечет за собой тщательное ведение бухгалтерской документации в области расходов предприятия, выступающие в качестве доказательной базы для налоговых инспекторов.

Использовать упрощенную систему может далеко не каждое малое предприятие. Список организаций, которым запрещено применение УСН исчисляется несколькими десятками, среди них:
- инвестиционные фонды, банки, ломбарды;
- нотариусы, адвокаты;
- предприятия по добыче полезных ископаемых;
- негосударственные пенсионные фонды;
- иностранные организации;
- бюджетные учреждения.

Применить УСН можно на основе имеющегося у предпринимателя патента, выданного налоговым органом. В списке допустимых к упрощенному налогообложения видов деятельности присутствует более 50 производственных работ и услуг, тесно связанных с жизнеобеспечением и жизнедеятельностью граждан.

ЕНВД .
В 2013 году малого предпринимательства коснулись некоторые изменения системы налогообложенияЕНВД . Теперь она не обязательна даже в тех регионах, в которых режим ЕНВД введен, то есть переход на нее стал добровольным. Порядок расчета вмененного налога также претерпел изменений - расчет налога будет проводится не за полный календарный месяц, а только с даты постановки предприятия на учет. Также, среди важных изменений в 2013 году относительно ЕНВД можно отметить использование не среднесписочной, а средней численности рабочих для расчета их предельного количества (общее число рабочих в рамках действия этой системы не должно превышать сотни человек).

Список предприятий, которые могут применять ЕНВД , ограничен Федеральным законодательством. Среди них наличествуют фирмы, предоставляющие различные услуги (автотранспортные, временного проживания, общественного питания, ремонта и техобслуживания автотранспорта и др.), а также ведущие торговую деятельность. Налоговая ставка по ЕНВД задается налоговым кодексом, которая на 2010 год составила 15%. Периодом отчетности для ЕНВД принят квартал, а сама налоговая база определяется как базовой доходностью и значением физического показателя, так и специальным коэффициентом-дефлятором, который может разниться от значения 0,005 до 1 и задается федеральным законодательством.

ТСН +-НДС.
Традиционная система налогообложения предусматривает уплаты следующих налогов и пошлин:
- единый социальный налог;
- НДС;
- таможенная пошлина;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- налог на прибыль;
- платежи за пользование в деятельности предприятия объектами биологических ресурсов, а также объектами животного мира;
- налог, взымаемый за добычу полезных ископаемых;
- акцизы;
- транспортный налог;
- налог на имущество организации;
- другие пошлины и налоги.
Все эти налоги обязаны выплачивать предприятия, применяющие ТСН . Вместе с тем они должны вести соответствующую документацию и проводить соответствующие бухгалтерские расчеты.

Таким образом, лучшего налогообложения для своего малого бизнеса можно достичь путем анализа деятельности собственного предприятия. При этом следует учитывать налогообложения по различным системам не только на текущий момент, но и в расчете на будущие подотчетные периоды деятельности предприятия.




Зверева Наталья Александровна

студент 3 курса, кафедра экономики ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск

Солодовникова Ульяна Николаевна

научный руководитель, доцент ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск

Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных доходов в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности .

Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана. По состоянию на 2014 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСНО) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Рассмотрим каждый из них более подробно:

Общая система налогообложения (ОСНО, традиционная, основная) - налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСНО является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют, те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода) .

Находясь на общей системе налогообложения, малый бизнес налоги платит все, предусмотренные законодательством, если, конечно, индивидуальный предприниматель не освобожден от их уплаты. В этом случае налоги для малого бизнеса, которые являются федеральными, будут следующими:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов ИП;

· НДФЛ с доходов работников;

· страховые взносы с выплат в пользу работников и за свое страхование;

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· водный налог;

· транспортный налог (который является региональным);

· земельный налог местный налог) .

Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка) - специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими специальными режимами под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с самостоятельно заранее выбранной облагаемой базой (6 % от доходов или 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов) .

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты (п. 3 ст. 346.11 НК РФ):

· НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ);

· налог на имущество физических лиц с имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

· Налог на добавленную стоимость (НДС) (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также уплачиваемого согласно статье 174.1 НК РФ) .

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) - специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД, является тот факт, что при исчислении и уплаты налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя от размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) представительными органами муниципальных образований .

Индивидуальные предприниматели, применяющие режим уплаты ЕНВД, уплачивают следующие налоги и взносы:

· страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование;

· НДФЛ из заработной платы наемных работников .

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70 %.

Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ .

Налогоплательщики, применяющие ЕСХН кроме сельхозналога уплачивают страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование, а также могут уплачивать НДФЛ из заработной платы наемных работников .

Патентная система налогообложения (ПСН) - специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наёмных работников, у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определённые виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).

При расчёте стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России .

Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ.

Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ.

Налоговым периодом признается календарный год или срок, на который выдан патент.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, освобождены от уплаты:

· НДФЛ (за себя);

· налог на имущество физических лиц;

При такой системе налогообложения необходимо платить страховые взносы во внебюджетные фонды .

Совмещение систем налогообложения:

Подавляющее большинство ИП и организаций во время своей деятельности используют только один из вышеперечисленных налоговых режимов, однако законом не запрещено совмещение некоторых систем налогообложения .

Важные изменения в законодательстве для малого бизнеса в 2014 году. С 1 января вступили в силу несколько значимых поправок по налогам УСН:

· Минэкономразвития приказом от 07.11.2013 № 652 установило коэффициент-дефлятор по УСН на 2014 год в размере 1,067. С учетом корректировки для перехода на УСН с 1 января 2015 года предельный размер доходов увеличен с 45 млн. руб. до 48,015 млн. руб. А для применения УСН на протяжении 2014 года нужно, чтобы доходы не превышали 64,02 млн. руб. (в 2013 году - 60 млн. руб.).

· Совокупная ставка страховых взносов в 2014 году осталась на уровне 2013 года - 30 %. В ПФР - 22 %, ФСС - 2,9 %, ФФОМС - 5,1 % (Федеральный закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ). В 2014 году порог для начисления взносов составит 624 000 руб. «Упрощенцы», применяющие в 2014 году отдельные виды деятельности, могут по-прежнему использовать льготную ставку взносов - 20 %. Взносы уплачиваются только в ПФР до достижения уровня 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). Суммы превышения взносами не облагаются, в то числе по ставке 10 %.

Предприниматели, купившие патент, могут в 2014 году, как и в 2013-ом, применять пониженные ставки страховых взносов (20 % вместо 30 %). За исключением тех, которые осуществляют виды деятельности, указанные в подпунктах 19, 45-47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.

Тарифы страховых взносов на травматизм в 2014 году также остались на уровне 2013 года (Федеральный закон от 02.12.2013 № 323-ФЗ). То есть в зависимости от класса профессионального риска. Минимальный тариф - 0,2 %, максимальный - 8,5 %. Льготы также сохранены: взносы на зарплату инвалидов начисляются со скидкой 60 %. Тарифы и скидки предусмотрены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

· Президент подписал федеральный закон об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2014 года. И теперь можно подсчитать размер страховых взносов, которые должны будут заплатить предприниматели на свое страхование за 2014 год. Ведь фиксированный платеж считается как раз на основе МРОТ. МРОТ увеличен с 5205 руб. до 5554 руб. А фиксированный платеж в ПФР за 2014 год составляет 17 328,48 руб., в ФФОМС - 3399,05 руб. Данные платежи нужно уплатить до 31 декабря 2014 года.

Если доходы предпринимателя за 2014 год превысят 300 000 руб., он должен будет доплатить в ПФР еще 1 % с доходов, превышающих эту сумму. Этот платеж нужно перечислить до 1 апреля 2015 года. Отметим, что 1 % считается с доходов без уменьшения их на расходы. Плательщики на УСН для расчета взносов в ПФР берут доходы, перечисленные в статье 346.15 НК РФ.

· Налоговики рекомендовали налогоплательщикам начиная с 2014 года в декларациях в поле «код ОКАТО» указывать код ОКТМО. Эти рекомендации касаются и декларации по УСН, утвержденной приказом Минфина от 22.06.2009 № 58н. В письме от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585 ФНС подчеркнула, что проставление кода ОКТМО носит рекомендательный характер до утверждения новых форм деклараций. Когда же декларации изменятся, указывать код ОКТМО нужно будет в обязательном порядке. Список налоговых деклараций, в которые внесены изменения. Узнать, какой код ОКАТО соответствует коду ОКТМО, можно на сайте Минфина.

С 2014 года изменены также правила заполнения платежек. В платежных поручениях, как и в декларациях, вместо кода ОКАТО нужно указывать код ОКТМО .

Желание каждого предприятия - платить меньше налогов.

Прежде всего, руководителей при выборе системы налогообложения интересует уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства осуществляется, как на общих основаниях, так и с помощью специальных налоговых режимов.

Особый режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице. Упрощение налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия функционирования малого бизнеса за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.

Список литературы:

  1. Важные изменения в законодательстве для малого бизнеса в 2014 году // Российский налоговый портал. - 2006-2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://taxpravo.ru/analitika/statya-345139-vajnyie_izmeneniya_v_zakonodatelstve_dlya_malogo_biznesa_v_2014_godu (дата обращения 17.11.2014).
  2. Налоговый кодекс РФ: часть 1 от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014); часть 2 от 05.08.00 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014).
  3. Налогообложение малого бизнеса // Журнал Бухгалтерия ИП - практический журнал для индивидуальных предпринимателей. - 2011-2014. - № 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.indpred.ru/nalogooblojenie_malogo_biznesa (дата обращения 17.11.2014).
  4. Одарченко А.В. Проблемы развития малого бизнеса // Налоги и налогообложение | лекции, рефераты и шпоры по налогам и налогообложению. - 2014. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nalogpro.ru/problemy-razvitiya-malogo-biznesa/ (дата обращения 17.11.2014).
  5. Системы налогообложения в России // Малый бизнес. - 2011-2014. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.malyi-biznes.ru/sistemy/ (дата обращения 17.11.2014).

1 . Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектам малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

В промышленности - 100 человек;

В строительстве - 100 человек;

На транспорте - 100 человек;

В сельском хозяйстве - 60 человек;

В научно-технической сфере - 60 человек;

В оптовой торговле - 50 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» .

В зарубежных странах критерии определения малого предприятия различны:

1) Великобритания - малое предприятие должно соответствовать двум из трех следующих критериев:

Оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

Активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

Средняя численность занятых до 50 чел. (применяются также более конкретные отраслевые показатели, оборота (а в грузоперевозках - количество автомобилей) .

Германия - официальное определение малого предприятия отсутствует,

Обычно малое и среднее предприятие:

Не более 500 занятых;

Не свыше 50 млн. ЭКЮ годового оборота.

Европейское Сообщество (ЕС)

Количество занятых до 50 чел.;

Годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

Сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

Количество занятых менее 300 чел.;

Капитал не более 9,5 млн. ЭКЮ;

Предприятие не является дочерним и не входит в группу. (Для ремесленных предприятий - частная фирма с числом занятости не более 20 чел.)

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала .

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов). Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

Некомпетентность;

Несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

Нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.

Другими причинами банкротств малых фирм являются:

Запущенность бизнеса;

Плохое здоровье или вредные привычки;

Катастрофы, пожары, воровство;

Мошенничество.

По данным, приведенным фирмой «Дан энд Брэдст-рит», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23 - конкуренция, в 16 - слишком большие эксплуатационные расходы .

Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны с их неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время, не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Малое предпринимательство можно рассматривать как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Таким образом, малый бизнес имеет определенную специфику, а его эффективное функционирование требует поддержки, в первую очередь, со стороны государства.

2. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА МАЛЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

На современном этапе экономического развития многие малые предприятия сталкиваются с множеством проблем, именно в области налогообложения, в частности одной из таких актуальнейших проблем для малого предприятия является проблема исчисления и уплаты НДС.

Многие малые предприятия и индивидуальные предприниматели в течение семи последних лет работали в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В 2002 г. Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ Закон № 222-ФЗ признан утратившим силу, а Налоговый Кодекс Российской Федерации дополнен главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которая вступила в силу с 1 января 2003 года.

Положения главы 26.2 НК РФ, без сомнения, содержат ряд привлекательных для налогоплательщиков норм, однако не снимают многих проблем, в частности проблему исчисления и уплаты НДС.

Обязанность налогоплательщика по уплате НДС возникает в момент перехода права собственности на товары, работы, услуги. Если говорить о двух применяемых методах исчисления НДС, то по правилам ст. 167 НК РФ они относятся к моменту определения налоговой базы, то есть когда надо платить налог по уже возникшим обязательствам. В данном случае в отношении НДС не имеет значения, применяла организация по исчислению налога на прибыль кассовый метод или метод начисления. Отгрузив товары (работы, услуги), организация по правилам бухгалтерского учета отразила данную операцию в отчетности, определив в учетных регистрах свои доходы, расходы и НДС, подлежащий уплате в бюджет, выписала товаросопроводительные документы (акты, накладные) и выставила покупателю счет-фактуру .

Нажмите для увеличения

Несмотря на то что 2016 близок к завершению, известны еще не все изменения налогового законодательства, которые вступят в силу с 1 января. Некоторые законопроекты могут быть рассмотрены уже в ближайшее время.

На данный момент известно, что изменения могут коснуться:

  1. Самозанятых граждан.

В сентябре президент выступил с инициативой снижения налоговой нагрузки на самозанятых граждан. Однако, точно сказать, что это значит, нельзя. Первоначальная инициатива полностью освободить их от налогов и соцвзносов выглядит несколько сомнительно на фоне обсуждения возможного введения налога на тунеядство. Также не ясно, попадут ли в эту категорию ИП.

  1. Взносов в ПФР.

В 2017 году взносы в социальные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС) будут находиться под контролем ФНС.

Пока что нельзя сказать насколько серьезными будут изменения механизма оплаты, ужесточится ли контроль, и как это затронет индивидуальных предпринимателей. Прогнозировать можно лишь наличие небольшой неразберихи с оплатой в январе следующего года. Также можно уверенно предсказать рост нагрузки на сотрудников налоговой службы, что может негативно сказаться на скорости их работы.

Разумеется, если ИП ведет свой бухгалтерский учет в платных лицензионных программах, то он оперативно узнает обо всех изменениях, а вот извещение от государственных органов может и не прийти или прийти с опозданием. Чтобы избежать неприятных последствий внесения изменений в законодательство, оптимально было бы ввести определенный льготный период, в течение которого никаких санкций за просрочку платежей не будет. Частично это сделано благодаря переносу крайнего срока сдачи отчетности на 30 число следующего за отчетным периодом месяца.

  1. Возможно, изменятся схемы расчета взносов в ПФР и ФФОМС

Эти изменения никак не связаны с переводом платежей в ФНС, они были анонсированы уже давно. До 2020 года планируется поэтапно повышать взносы для самого предпринимателя, но пока неизвестно ограничится ли это лишь ростом в связи с повышением МРОТ или изменится схема расчета.

В 2016 году ИП должен платить следующие персональные обязательные взносы:

  1. В ПФР: 6204 (МРОТ) *26% (ставка пенсионных отчислений) *12 месяцев= 19356,48 руб.
  2. В ФФОМС: 6204 (МРОТ) *5,1% (ставка страхового взноса) *12 месяцев=3796,85 руб.

Итоговая сумма взносов составляет: 23153,33 руб.

  1. Дополнительно предпринимателю требуется заплатить 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб. в год, но не более 154852 руб.

Министерство финансов уже подготовило законопроект, содержащий следующие изменения:

  • Вводит вместо фиксированного сбора в 1% с дохода выше 300 тыс. руб. возрастающий коэффициент, который в 2017 году станет равен 1.2, потом - 1.4, а в 2021 - 2.
  • Повышает размер взноса в ФФОМС, его ставка будет зависеть от расходов региональных бюджетов на безработных лиц.

Еще одним изменением будет рост платежей в социальные фонды, правда, оно связано не с изменениями законодательства, а с ростом МРОТ. В 2017 взнос в ПФР составит 7500*26*12 = 23400, а в ФФОМС = 7500*5.1%*12 = 4590 рублей. Общая сумма выплат = 27990 руб.

Излишне пугаться изменений все же не стоит, поскольку они еще не утверждены, а являются только законопроектом. Если обещания не повышать нагрузку на малый бизнес будут сдержаны, то никаких изменений может и вовсе не быть, либо же они будут смягчены.

  1. Изменение ограничений УСН

С первого дня 2017 года ИП, которые укладываются в следующие лимиты, разрешается использовать УСН:

  • годовой доход не превышает 120 млн руб., причем, этот уровень сохранится до 2020, тогда ка раньше он ежегодно умножался на дефлятор;
  • численность сотрудников предприятия не превышает 100 человек;
  • общая стоимость имущества предпринимателя не выше 150 млн руб.

Благодаря этим изменениям количество предпринимателей, использующих УСН, существенно возрастет.

Здесь главной новостью является продление срока действия этой системы налогообложения до 2021 года, тогда как раньше его хотели ограничить началом 2018. Также незначительно изменится форма декларации, и появится возможность сделать вычет страховых взносов независимо от числа сотрудников.

  1. Кассы

Этот закон уже принят, поэтому отнестись к нему следует максимально серьезно. Итак, с 1 февраля все регистрируемые ККМ должны соответствовать новому образцу, для уже существующих касс переход на новый стандарт должен осуществиться до 1 июля 2017 года. Для ИП, использующих ПСН или ЕНВД, тоже потребуется применять ККМ, но срок их введения установлен на 1 июля 2018 года.

  1. Бланки строгой отчетности

Фактически, в 2017 изменений в этой категории не будет, но поскольку с 1 июля 2018 их полностью требуется перевести в электронный вид, то готовиться к этому следует уже сейчас.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «avon-website.ru»