Бизнес идея маршрутки в городе. Как открыть свое маршрутное такси

Подписаться
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:

Наверняка каждый из нас когда-нибудь обращал внимание на количество маршрутных такси, которые сейчас распространены практически во всех крупных городах России, а подчас и на междугородных рейсах. Пенсионеры ругают их за высокие цены и отсутствие льгот, водители, оказывающиеся на дороге рядом с «маршрутками», жалуются на лихую манеру вождения и несоблюдение правил, однако все это не помешало маршрутным такси в некоторых местах серьезно потеснить другой наземный общественный транспорт.

В советские времена маршрутные такси были закреплены за обычными таксомоторными парками и находились в государственной собственности. Во время приватизации маршрутные такси временно выбыли из эксплуатации по простой причине: если обычные таксисты способны работать в одиночку, то для поддержания маршрута необходимо, чтобы на нем было хотя бы пять машин.

Восстановление маршрутного такси также происходило в основном на базе таксомоторных парков. Сейчас можно насчитать очень много мелких и средних фирм, которые занимаются маршрутными такси в Москве - все вместе они занимают около 55% данного рынка, остальные 45% занимает холдинг «Автолайн». О прибыльности этого бизнеса говорит хотя бы тот факт, что «маршруток» сейчас очень много. Только в Москве их насчитывается по разным данным от 5000 до 8000 штук, из них «Автолайну» принадлежит около 2500 машин.

Но что конкретно стоит за созданием подобного ? Какова его юридическая основа? Насколько велики риски и первоначальные инвестиции? Чтобы ответить на эти и некоторые другие вопросы, мы обратились к Павлу Алёничеву - начальнику управления пассажирских перевозок группы «Автолайн», как к представителю наиболее крупной и давно присутствующей на рынке компании.

Выбор автомобилей для маршрутного такси для нашей страны с ее высокими таможенными пошлинами облегчен до предела. Выбирать приходится только среди продукции Горьковского автозавода, которая хотя и уступает иностранным аналогам почти по всем параметрам, но значительно дешевле их.

В настоящее время самый дешевый микроавтобус ГАЗ-322132, оборудованный в соответствии со всеми правилами перевозки пассажиров, стоит около 230 тысяч рублей (для сравнения, 14-местный Ford Trans: стоит в базовой комплектации 28,5 тысячи евро, т. е. примерно миллион рублей). Покупать более дешевую машину, не приспособленную для работы в маршрутном такси, а потом ее самостоятельно переделывать - занятие сомнительное! Особенно это стало проблематично в свете последних скандалов, которые произошли из-за аварий с участием «Газелей», не предназначенных заводом-изготовителем для работы в такси. Сейчас при прохождении техосмотра (а для автобусов это надо делать два раза в год) сотрудники ГИБДД внимательнейшим образом проверят пригодность машины к эксплуатации, так что лучше идти легальным путем.

Необязательно сразу приобретать машину в собственность. Если у вас есть зарегистрированная фирма, лицензия и хотя бы небольшой уставный капитал, то транспортные средства можно взять в лизинг. Это позволяет одновременно снизить первоначальные инвестиции и избежать налога на собственность - его за вас оплатит лизинговая компания.

При среднем сроке лизинга пассажирской «Газели» два года и ее первоначальной стоимости около 230 тысяч рублей ежемесячные расходы на лизинг одной машины составят около 11 000 рублей в месяц, или по 370 рублей в день. Первоначальный взнос обычно равен 30% - около 70 тысяч рублей. Средний срок службы машин составляет 3-4 года. После списания автомобиль можно продать по остаточной стоимости, которая составляет около 20 процентов от первоначальной цены.

Еще один вид расходов, без которого невозможно обойтись при лизинге, - это страховка. В дополнение к стандартной схеме «каско» (5~8% от цены машины или 12-20 тысяч рублей) + ОСАГО (7 709 рублей) придется разориться на страхование пассажиров во время движения, что обходится примерно в 1% от страховой суммы. Итого потребуется от 30 до 40 тысяч рублей в год (в среднем по 100 рублей в день) при страховании здоровья пассажиров и водителя на 1 млн. рублей.

Расходы на топливо, ремонт, обслуживание, мойку и стоянку машин сильно колеблются от ряда обстоятельств, основное из которых это наличие собственного сервиса и стоянки и среднесуточного пробега автомобилей. В среднем по «Автолайну» эта цифра составляет 30 тысяч рублей в месяц, или 1000 рублей в день на одну автомашину. На первый взгляд, эта сумма кажется очень большой, но почти половина ее уходит на топливо - «Газели» не отличаются особой экономичностью - норма расхода топлива 18 л. на 100 км.

Экономия средств на эксплуатацию может быть достигнута, в случае если вы специализируетесь на пригородных маршрутах и парк находится за пределами крупного города, где ниже арендная плата за помещения. Снижаются удельные расходы и с увеличением количества машин. Если у вас большой парк, можно договориться о централизованных поставках бензина и запчастей, что позволит немного сэкономить.

Небольшие компании иногда предпочитают перекладывать расходы на бензин на водителей с соответствующим снижением плана, хотя, на первый взгляд, снижение расходов увеличивает налогооблагаемую базу, так что выгода неочевидна.

Расходы на зарплату водителей обычно очень малы. Начальная ставка 2000 рублей, то есть не более 5000 рублей на одну машину (на двоих водителей). Это распространенная практика, когда официальная зарплата водителей низкая, а основной доход они получают от заработка сверх плана.

Понятно, что такая схема не совсем легальна и провоцирует людей на серьезную переработку (зачастую они находятся на маршруте по 14-16 часов в сутки), но такова суровая российская действительность - кто захочет заканчивать рабочий день по графику, когда за пару вечерних часов можно «срубить» еще 300-500 рублей себе в карман? Даже обязав водителей выдавать каждому пассажиру билеты и введя строгую дисциплину по времени заезда и выезда машин из парка, вряд ли вам удастся победить в людях стремление дополнительно заработать.

Требования к водителям каждый работодатель выдвигает сам, но обязательное условие для всех - это наличие водительских «прав» автобусной категории D. Также желательно, чтобы водитель был человеком исполнительным и ответственным, так как каждый день простоя оборачивается серьезными убытками. Кроме водителей, любой, даже самой маленькой фирме потребуются бухгалтер, кассир, а также медицинский работник, который будет освидетельствовать водителей, и диспетчеры, чтобы осматривать машины перед выездом на маршрут. Можно сэкономить, предложив бухгалтеру совмещать еще и работу кассира, а медицинского работника нанять на полставки, так как его присутствие необходимо лишь несколько часов в день, пока автомобили покидают место стоянки.

Основной источник дохода маршрутного такси - это, разумеется, сборы за проезд. Самый сложный вопрос здесь - примерно высчитать, сколько одна «маршрутка» может зарабатывать за день и какой установить план водителю.

Перевозка людей и грузов с точки зрения законодательства в первую очередь регулируется главой 40 Гражданского кодекса РФ «Перевозка», в которой определяются общие положения и правила этого вида деятельности.

Понятно, что, как и при оказании любой другой услуги, при перевозке между клиентом и перевозчиком заключается договор, который чаще всего существует в устной форме, а в документарном виде должен иметь форму билета или квитанции. Очевидно, что, наверное, нигде в мире «извозчицкие» конторы, перевозят они грузы или людей, не соблюдают это правило предельно строго, но совсем без билетов, квитанций и тому подобных бумажных форм обойтись тоже не получится. Как совместить оформление подобных документов с бухгалтерской отчетностью - каждая компания решает по-своему.

Помимо Гражданского кодекса, более детально эту область деятельности регулируют два документа - «Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ» от 1997 года и «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР» от 1987 года. Да, за двенадцать лет существования нового государства заменить все советские нормативные акты так и не успели. Более того, «Временные правила...» на практике не применяются, и весь этот рынок живет по правилам РСФСР

Действуют также «Устав автомобильного транспорта РСФСР» (последние изменения в документ внесены в 1998 году) и «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» того же 1987 года. Впрочем, такова ситуация с регулированием всех транспортных перевозок - например, только в 2001 году были наконец приняты новые правила для железнодорожного транспорта, а до этого действовали советские нормы аж 1969 «года выпуска».

Все эти правила определяют, как надо осуществлять деятельность по перевозке грузов и пассажиров. Для того, чтобы определить, кто может заниматься такой деятельностью, существуют другие нормативные акты. А именно закон о лицензировании и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом». Да, на осуществление перевозок необходимо получить государственную лицензию, которую выдает Министерство транспорта РФ. Всего лицензируемых видов деятельности три, всеми тремя могут заниматься как юридические лица, так и , и на каждый из нижеперечисленных видов надо получать отдельную лицензию:

а) коммерческие перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом;

б) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

в) перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Лицензия действует пять лет, при этом на каждый автомобиль, используемый для этой деятельности, выдается специальная карточка, и в случае смены машины или расширения парка необходимо получать дополнительные карточки.

Не стоит забывать также, что в соответствии с новым законом, автомобиль должен быть застрахован по программе гражданской ответственности. Страховые компании позволяют страховать один автомобиль при нескольких водителях, но ставки, в случае если автомобиль будет использоваться в качестве такси, будут выше.

Средний суточный план по всем маршрутам, которые обслуживает «Автолайн», составляет 2200 рублей, однако на некоторых рейсах он достигает почти 4000 руб.

Путей выхода на рынок маршрутных такси два: это освоение нового маршрута или попытка отвоевать «место под солнцем» на уже работающем.

Преимущество последнего варианта в том, что не надо ждать, пока пассажиры привыкнут или узнают о новом маршруте, а убытки от перенасыщения маршрутными такси разделят все перевозчики на маршруте. Однако такое вмешательство в чужой бизнес чревато конфликтами, подчас переходящими в криминальные разборки...

Освоение нового маршрута требует некоторой маркетинговой подготовки и анализа существующих рейсов. Главное здесь - хорошо знать город или его отдельный район, где вы собираетесь работать, и постараться заглянуть в будущее хотя бы на несколько месяцев.

Несмотря на кажущуюся разветвленность маршрутов наземного транспорта, емкость московского рынка маршрутных такси сейчас примерно на 50 процентов больше нынешнего количества машин. То есть к существующему парку «маршруток» можно смело добавить от 2,5 до 4 тысяч машин. Кроме того, сейчас строится очень много нового жилья, и тот район, который еще два года назад казался бесперспективным, сейчас может быть весьма прибыльным.

Также хорошо бы понять предпочтения людей - может быть, к примеру, 5 процентов жителей микрорайона Южное Бутово с большим удовольствием предпочтут ездить на «маршрутке» не до ближайшего метро «Анино», а, например, до станции «Битцевский парк» параллельной Октябрьской линии. Этих пяти процентов вполне хватит для обеспечения работоспособности небольшого парка.

Но надо быть готовым к тому, что даже при самом благоприятном стечении обстоятельств новый маршрут начнет приносить прибыль как минимум через месяц-два - именно столько обычно уходит на привыкание людей к новому маршруту. До этого момента денег, которые будут сдавать водители, едва ли будет хватать на покрытие хотя бы половины расходов.

Вот вроде и все основные аспекты, постараемся подвести некоторые итоги. В среднем один автомобиль привозит в парк около 2200 рублей. Из них вычитаем 1000 руб. на эксплуатацию машины, 470 руб. за лизинг и страхование, около 500 руб. отчисления в фонд заработной платы. Итого остается без учета налогов около 230 рублей в день с каждой машины. Не густо, а если еще и вычесть налоги, которые колеблются от 600 до 7 000 рублей в месяц, причем, как показывает практика, наименьшие сборы получаются именно с малых предприятий, которые владеют тремя-пятью автомашинами, остается совсем мало.

Путей наращивания доходов практически нет, остается только сокращать расходы. Можно попытаться увеличить парк машин, тогда немного сократятся отчисления с каждой машины на постоянные расходы вроде зарплаты диспетчеров и бухгалтера

Впрочем, есть дополнительный источник доходов, практически не требующий предварительных затрат - размещение рекламы на бортах маршрутных такси. В случае с «Автолайном» всеми вопросами рекламы занимается группа компаний «Фарбис», за месяц размещения рекламы на одной машине они берут 360 долларов, из которых около ста уходит непосредственно на изготовление и нанесение рекламы на машину.

Для получения лицензии в местное представительство Министерства транспорта надо представить следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

Наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;

Имени, места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

Лицензируемого вида деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;

д) копии документов, подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами юридического лица, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения;

е) сведения о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности транспортных средствах (перечень указанных сведений утверждается лицензирующим органом);

ж) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Никаких других документов для лицензирования не требуется.

Жители российских городов облюбовали транспорт – маршрутное такси, отличительной особенностью которого является быстрота и комфорт. Люди охотно им пользуются, и даже отсутствие льгот на проезд не останавливает их. Вместе с увеличением спроса растёт и популярность маршрутного бизнеса.

Многогранный бизнес

Среди других видов городского транспорта маршрутные такси – в лидерах. Их количество превосходит остальные в несколько раз. Только в российской столице около нескольких десятков тысяч маршруток. Если бы этот вид бизнеса был невыгодным, он бы не расширялся с такой скоростью. Именно в этом кроется ответ на вопрос для тех, кто ещё сомневается, стоит ли открывать маршрутный бизнес.

Кроме основного дохода от сбора платы за проезд, владелец такого бизнеса может рассчитывать на дополнительный доход из следующих источников:

  • В салоне маршрутки размещается реклама в различных формах: плакаты, буклеты, визитки. Используются при этом места салона, с которых она более выгодно представлена пассажирам. За время передвижения от одной до другой остановки, человек может подробно изучить информацию и даже записать контакты. Рекламодатель оплачивает владельцу маршрутки за размещение своих материалов.
  • Наружная поверхность транспортного средства также может стать местом для рекламы. Наносится рекламная информация на специальную плёнку, которой покрывается автомобиль. Такая красочная, броская информация обходится рекламодателю недёшево, но даёт высокий эффект, что выгодно обеим сторонам.
  • Заказные перевозки. Это могут быть экскурсионные маршруты, свадебные торжества и иные мероприятия, требующие перемещения групп людей.

Основные этапы организации маршрутного бизнеса

Прежде всего, необходимо уточнить все нюансы в транспортной инспекции в плане наличия необходимой документации и выполнения условий. От будущего предпринимателя потребуется, чтобы его автомобиль соответствовал техническим требованиям, предъявляемым для пассажирского транспорта, и мог перевозить не менее 8 человек. Понадобится также с необходимой квалификацией: водители, диспетчеры и медработник.

После оплаты государственной пошлины за рассмотрение заявления и выдачу основного документа российским Министерством транспорта выдается лицензия, которая действует 5 лет. Размер пошлины зависит от региона. Он может быть различным в зависимости от масштабов населённого пункта: от 350 до 500 долларов. По каждой транспортной единице ведётся отдельная учётная карточка.

Подготовка к выдаче лицензии длится до 1 месяца. За ведением бизнеса без лицензии последует административное наказание – крупный денежный штраф.

Маршрутное такси может быть организовано, как или .

Чтобы открыть частное маршрутное такси, нужно собрать такие документы:

  • устав;
  • договор учредителей;
  • государственная регистрация (свидетельство);
  • свидетельство о постановке на учёт;
  • присвоенные коды статистическим управлением;
  • реквизиты банка;
  • арендный договор на использование места для стоянки автомобилей;
  • адреса – юридический и физический;
  • технические паспорта на автомобили;
  • документы, подтверждающие прохождение технического осмотра транспортных средств;
  • водительские права, трудовые книжки принятых на работу водителей.

Сегодня в России большой популярностью пользуются маршрутные такси. Жители мегаполисов и маленьких городов полюбили этот вид транспорта за комфортное и быстрое передвижение. В результате этого маршрутный бизнес с каждым днем пользуется все большим спросом. Данными услугами люди пользуются ежедневно, несмотря на отсутствие льгот при оплате за проезд.

Особенно популярны маршрутные такси в больших городах, где они почти вытеснили другой наземный общественный транспорт. В самых разных местах их популярность растет год от года. Только в одной Москве маршрутных такси насчитывается почти десять тысяч единиц. Это говорит о высокой прибыльности бизнеса. Поэтому у многих может возникнуть вопрос о том, как открыть маршрутное такси. Об этом будет рассказано далее.

Второстепенный доход

Стоит заметить, что помимо оплаты проезда, этот вид транспорта может принести и дополнительный заработок. Это еще раз подчеркивает, каким рентабельным может быть маршрутное такси. Бизнес может и должен быть многогранным.

  • Реклама, размещенная внутри вашего транспортного средства. Плакаты, визитки, информационные буклеты и другие рекламные материалы – это принесет владельцу маршрутного бизнеса немалый доход, если правильно все организовать. Обычно такую продукцию, эффективную и броскую, размещают поближе к пассажирам, чтобы привлечь их внимание.
  • Использование кузова автомобиля в качестве рекламной поверхности. Такое оформление наносится специалистами соответствующего агентства в виде пленки с ярким изображением. Несмотря на то что данный вид рекламы является достаточно дорогим, это не мешает приобретать ему все большую популярность.
  • Оказание услуг по перевозке экскурсий и других организованных групп.
  • Предоставление транспортного средства для различных торжественных мероприятий.

Итак, если все вышеперечисленное убедило вас открыть собственный маршрутный бизнес, вам просто необходимо ознакомиться с основными этапами этого процесса. О них будет рассказано далее.

Лицензия

Для оформления документа на осуществление указанного вида деятельности нужно обратиться в отделение транспортной инспекции по месту жительства. Там же можно подробно выяснить, как открыть маршрутное такси. Обязательным будет приведение автомобилей в соответствие с требованиями, установленными для этого вида пассажирского транспорта. Также необходимо наличие в штате сотрудников людей с соответствующим водительскими правами и прошедших специальную аттестацию. Лицензия выдается сроком на пять лет.

Получение данного документа оплачивается госпошлиной двух видов, а именно: за рассмотрение заявления о получении лицензии и за ее выдачу. Для каждого транспортного средства на предприятии заводится отдельная карточка учета. В различных регионах страны суммы, которые необходимо заплатить за лицензию, дифференцированы.

Они могут составлять от 350 до 500 долларов. В течение 30 дней у вас на руках будет готовая лицензия. Без данного документа осуществлять пассажирские перевозки строго запрещается. За это законодательством предусмотрена система административных наказаний в виде штрафов. Индивидуальное предпринимательство позволяет заниматься данным видом бизнеса, можно также зарегистрироваться и как Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Но самым важным документом является все же лицензия на право заниматься перевозками. Это немаловажно знать, организовывая маршрутный бизнес. Лицензию выдает российское Министерство транспорта. Она оформляется для осуществления перевозок более чем восьми человек на автомобиле, который специально оборудован для этого.

Необходимые документы для оформления лицензии

Для начала деятельности нужны следующие материалы:

Устав предприятия;

Учредительный договор;

Свидетельство о государственной регистрации;

Документы о постановке на налоговый учет;

Коды управления статистики;

Банковские реквизиты;

Физический и юридический адреса;

Договор аренды на стоянку транспорта;

Паспорта транспортных средств;

Водительские удостоверения БД и ПК;

Свидетельства о техническом осмотре автомобилей;

Документы шоферов (трудовые книжки, водительские удостоверения).

Выбор и приобретение автомобилей

В этом случае следует применять индивидуальный подход. Свой автомобильный парк вы будете формировать, исходя из финансовых возможностей. Однако экономить на этом пункте расходов не стоит, приобретая подержанные машины. Опытные владельцы маршрутных такси обязательно помогут советом, к которому стоит прислушаться.

Известно, что за рабочую смену, в зависимости от заданного рейса, автомобиль может проезжать довольно большие расстояния. Это важно знать при желании организовать маршрутное такси. Бизнес в данном случае зависит от расчетов. Если умножить километраж на общее количество рабочих смен за сутки, да еще и на количество дней в году, то получится внушительная цифра.

Такие большие расстояния не всегда осилит даже новенькая иномарка. Самыми популярными автомобилями сегодня признаны ГАЗели (ГАЗ-322132) на 13 пассажирских мест. Востребованы также и Ford Transit на 18 мест, Mercedes-Benz Sprinter на 19 мест. Несмотря на свою ценовую привлекательность, ГАЗели не слишком комфортны и вместительны, да и условия их эксплуатации оставляют желать лучшего.

Если ваши финансовые возможности все же несколько ограничены, воспользуйтесь лизингом. Но только не следует экономить на автомобилях! С помощью этого вида кредитования вы сократите расходы на покупку необходимых машин и получите скидку на некоторые налоги.

Разработка маршрута

Это является немаловажным моментом. Чтобы узнать, как получить маршрут на пассажирские перевозки, необходимо обращаться в городскую администрацию. Там регулярно устраивают конкурсы на осуществление перевозок, в которых можно и нужно участвовать.

Сегодня многие рассматривают в качестве перспективных бизнес идеи, реализация которых позволяет эксплуатировать с целью получения дохода имеющееся личное имущество. Это, с одной стороны, гарантирует реализацию собственных навыков и умений, с другой - избавляет от дополнительных трат на организацию бизнеса, что актуально в условиях нестабильной экономической ситуации.Для тех, в чьей собственности есть пассажирская Газель, Ford Transit или Mercedes-Benz Sprinter и иные аналогичные модели автотранспорта, могут пригодиться бизнес идеи в сфере пассажирских перевозок по типу маршрутного такси. У такого бизнеса немало преимуществ, в частности - высокий стабильный спрос. Даже в крупных городах население, согласно исследованиям рынка транспортных услуг, обеспечено перевозками на маршрутном такси только на 50% от величины платежеспособного спроса. Немало маршрутов, которые вообще не охвачены массовой перевозкой, кроме традиционного, доступного не всякому потребителю, такси.

Как купить маршрутное такси с маршрутом

Первый вариант - наиболее простой по его техническому исполнению - обратиться к компаниям, которые предлагают купить готовый бизнес. Это избавит от процедур оформления, лицензирования деятельности, постановки на учет, и ряда других обязательных организационных моментов. С другой стороны, такая продажа готового бизнеса потребует дополнительных вложений, и если бюджет на них не предусмотрен, можно попытаться открыть бизнес самостоятельно. Для этого необходимо:

  • получить лицензию на транспортное средство в транспортной инспекции по месту жительства предпринимателя. К автомобилям, которые эксплуатируются в качестве маршрутного такси, предъявляются определенные требования, и машину необходимо будет привести в соответствие с ними;
  • получить специальное свидетельство на право осуществления пассажирских перевозок, если необходимо - пройти соответствующее обучение. Водительские права нужны категории Д. После аттестации водителей выдается лицензия, которая действительна на протяжении последующих пяти лет;
  • лицензия на право заниматься пассажирскими перевозками предоставляется Минтрансом. Она позволяет регистрироваться в качестве маршрутного такси, то есть, перевозить более 8 человек на отлицензированном транспортном средстве, оборудованном под пассажирские перевозки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «avon-website.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «avon-website.ru»